Книгохульство: Иевлев, всякое - I read it so you don't have to (unless...)

May 22, 2023 21:37

*
Павел Иевлев (в миру semiurg) - неолуддит, путинист, житель, емнип - не смейтесь - Воронежа, пишет прозу. В которую, после многих лет внутреннего сопротивления, я решил погрузиться на безопасную глубину.
Читал два понедельника: в понедельники я не ем. Обед в воскресенье ---> завтрак во вторник, между этими трапезами только духовное, да. Тахшта не судите, что мне досталось, тем и с вами делюсь.

Первая и основная претензия - вторичность.

Много лет назад (а на самом деле всего-то лет наверно десять с чем-то) с какого-то перепою я стукнулся головой об Василия Головачёва.
Травма случилась до того меморабильной, что я никогда не забуду это имя.
Там было что-то про спасение и спасителей веера.
Веером в представлении Головачёва была конструкция мироздания: параллельные миры, всё вот это вот, витязи на разного рода лошадках, спасающие веер миров от "схлопывания", прочая блевотень.
Как дочитал - неведомо, зачем - ещё неведомей.

Ну в общем, у Иевлева головачёвщина та ещё, только вторичная.
Да вообще - читаешь, и не понимаешь, то ли это оригинальный текст, то ли это студенческая компиляция ради смеху из этого самого жуткого Г с его дебильными веерами, хороших Стругацких (и вот прям отсылки к конкретным вещам), и ещё из чего-то от кого-то, что мозг спасительно потёр из активной памяти, оставив только хвостики воспоминаний.
Достаточно длинные, впрочем, хвостики - для того, чтобы отдёрнуть руку: кака.
Одно в плюс: жюльверновские описания как чё устроено, и как сделать, чтоб работало. Это кстати небезынтересно и по делам.
В отзывах на Флибусте пишут, что Иевлев мол попёр что-то у Пелевина - я лично этого не заметил, хотя Пелевина читал, так что вполне вероятно Иевлев пытался и там позаимствовать, но заимствование и то вышло недостаточно узнаваемо.

Вторая претензия - банка под подушкой (гугл ит ёрселф).
Оно же - рояль в кустах, или по-умному, deus ex machina.

Вот что я ненавижу люто - так это чрезвычайно своевременно оказывающиеся под рукой волшебные артефакты. (или людей со свойствами таковых).
Ну знаете, бывает в говённых детективах, что не идут дела, хоть плачь, без вазелина, в общем пора списывать висяк в архив, но тут у герою-следователю приходит в голову вновь посетить крайм син, где на самом видном месте он замечает то, что за месяцы предыдущих расследований не заметили десятки других мусоров. Или же у него открывается сверхспособность - супернюх, например, или умение читать мысли через стенку. Или друг - архивариус в Кривохуйске (5.000 км от места событий) - внезапно обнаруживает документ, проливающий свет на всё вот это вот вот это. Ну и заверте.
Так и у Иелева.
Кусты растут густо, и рояли расставлены в них так плотно, что между роялями мпх губную гармошку не просунуть.
Все оказываются в нужном месте без опозданий в нужное время. Всё происходит там и тогда, где и когда.
У протагониста под руками постоянно и вовремя оказывается ровно то, и ровно столько, что и сколько нужно для решения проблемы данного момента.
То Петрович с неограниченными суперскиллами ненавязчиво переезжает в Жижецк и готов хоть плоскогубцами, хоть клавиатурою прикрыть герою спинку.
То на даче бывшего подводника вдруг оказывается всё нужное для выживания при -100 градусах, включая пакетики силикагеля для осушения выдыхаемого воздуха.
То то, то это - с частотою настолько превышающей любую не то что жизненно-подобную, но и сказочную, что перестаёшь воспринимать читаемый текст даже не как литературу (это уже прошло в силу п.1), но даже как затянутый анекдот, а жуёшь просто как занимательно написанный вариант очередного руководства по выживанию SAS.

Третья претензия - количество собственно Иевлева.

Павел - рукастый такой мущина, истово верующий (суждение оценочное) в то, что любое слово любого языка мира так или иначе происходит от слов russki языка "ручной труд".
Будьте спокойны. Протагонистами в его произведениях будут именно такие люди, а антагонистами - те, кто с этой посылкой согласиться не спешат. И в каждом протагонисте пищит личный бакен Иевлева.
Это грузит, курва. Дидактично уж больно.

Вердикт?
- Написано длиннотно, неоригинально, назидательно.
- Но жизненно-практически небесполезно.
- Достаточно живенько местами - да, достигнуто це не бог весть какими приёмами, но и мы ж не баре.
- Читабельно, но зачем?!
- Что прочитал, не очень жалею. Не Головачёв всё же. Лучше. Хотя бы в силу меньшей концентрации и разбавленности другими подобиями.
- Больше читать не буду.

Осиленные вещи:
Мертвая женщина играет на скрипке
Оркестратор
Когда мир сломался
Люди без города
Город людей
Пара-тройка рассказов

в петропавловске камчатском полночь, life, culture

Previous post Next post
Up