Jun 24, 2007 09:13
*
Снова совершена микро-алия в Пекин, который не теряет времени и к моему возвращению становится всё краше и удобнее. Коллапс уличного движения, который я наблюдал год назад, успешно побеждён: построено несколько дорог и к олимпиаде бдует построено ещё несколько, разгружающих существующие основные городские артерии. Конечно, не сказать, что по второму кольцу можно мчаться, не снижая скорости, в час пик, но поток, хоть и очень плотный, и небыстро, но течёт, не стоит. А четвёртое кольцо так и вообще вернулось к тому состоянию, в котором было лет пять назад.
Полиция пекинская, как и вообще вся сфера взаимодействия граждан с государством, изменилась кардинально. Я не верил бы глазам, когда бы Алекс Фан Пан не подтвердил увиденное: пекинцы сумели заставить госслужбы работать. Неидеально, но для Китая просто поразительно.
Подтверждение/возобновление старой истекшей пекинской прописки - 5 минут, бесплатно (ранее не меньше часа, бесплатно).
Медкомиссия на замену истекающих водительских прав - 10 минут, 10 юаней (ранее полдня, ок. 80 долларов).
Сама замена прав в гаёвне - 10 минут, 10 юаней (ранее не менее полудня, за правами - завтра, по деньгам раза в два-три больше, не помню).
Обе процедуры - при наигалантерейнейшем обращении, с улыбками и максимальной предупредительностью.
Алекс рассказывает, когда его жена переносила хукоу из университета в данвей, где-то потерялась какая-то бумажка. В ментовке Алексу сказали, что сейчас напишут ему письмо, и в удобное для него время он сможет заехать в университет и взять на основании этого письма дубликат потерянной бумажки. На что Алекс сказал, что времени-то у него полно, и мимо университета он и так каждый день по три раза проезжает, но всяк должен делать свою работу, и если кто-то бумажку проёб, то тому её и восстанавливать, за то им деньги плачены из его, Алекса, налогов.
Ситуация в прошлые годы немыслимая. Сейчас же мент рассыпался в извинениях и заверил уважаемого господина Фана, что конечно же, это их вина, и они, разумеется, всё сами найдут и восстановят, а предложение заехать в университет было сделано всего лишь так, между прочим.
Есть и негативные моменты. Например, ездить по Пекину всё больше и больше приходится по правилам. И соблюдать (это самое ужасное) скоростной режим. Ибо камеры, установленные на основных магистралях, покрывают более 80 % всей их протяжённости по всей ширине дороги. Дорожные асы типа Алекса, имеющие к тому же знакомых в гаёвне, знают, где ещё можно выскочить из поля зрения камер, скажем, по правой полосе, но и это не шибко надёжно: вчера камера этот участок не видела, а сегодня поставили дополнительную - и пожалте бриться, вам письмо пришло на домашний адрес по месту регистрации транспортного средства, штраф за превышение, файл такой-то, если желаете оспорить - вот адрес конфликтной комиссии, если согласны - вот заполненная квитанция, отнесите на почту и заплатите.
Хутуны, порушенные в центре Пекина - это, увы, потеря, которую не восстановить и не заменить ничем, и о которой сердце будет плакать всю оставшуюся жизнь. Каждая фотография, сделанная 10 лет назад, которая тогда считалась неинтересной, бесфактурной и просто выкинутым кадром, стала драгоценным свидетельством о потерянной эпохе.
Конечно, была и баня, конечно, была и арготуха. И конечно, пили, как всегда, за "В будущем году - в Пекине".
beijing