Древо Жизни Терренса Малика при самой поверхностной и общей характеристике никак не мог оказаться фильмом, который мне понравится. Неправдоподобно красиво снятый, с невнятным повествованием, нашептываемыми претенциозными фразами про Бога , перемежающихся пятнадцатиминутными вставками о зарождении вселенной под классическую музыку.
Вроде все так, но выглядит совершенно не претенциозно, не безвкусно, не разлаженно и не запутанно. Каждый кадр практически идеален, но создается впечатление, что именно так в жизни все и бывает. Повествование рваное, непоследовательное, короткие вспышки диалогов уступают почти бессловесному рассказу из жизни среднестатистической американской семьи: бег по двору с работающим шлангом и мальчишечий смех перемежаются со смертью, на идеально залитой солнцем лужайке сын ненавидит отца и, а в следующий момент не мыслит себя без него. Режиссер играет со зрителем, жонглируя его эмоциями,как бог на душу положит - от радости, смеха и простого упоения окружающим миром до страха, непонимания и раздражения. На экране происходит постоянное противостояние душевной кротости и черствости, послушания и гнева, из хороших побуждений совершаются плохие поступки,а из разрушения рождается нечто. Все как в жизни.
Фокус состоит в том, что несмотря на то что действие фильма носит локальный характер, ограничиваясь лужайкой,домом и несколькими героями, его драматургия универсальна. "Древо" претендует ответить на все вопросы сразу, и ответ повисает где-то в пустоте, как планета в момент зарождения. Все в мире устроено просто: вулканы взрываются, водопады падают, гейзеры шипят, дым застилает небо, а потом рассеивается, кровь продолжает свой упорядоченный поток, океаны съедают сушу, и никто не знает, куда все это исчезнет и когда, так же как и наше детство, которое приходит к нам отрывочными воспоминаниями в офисных коробках и скоростных лифтах. И этот упорядоченный хаос тревожит и успокаивает