На память, про музыку и учителя.

Jan 16, 2018 12:01

Один из моих любимых кусков книги "Боевой гимн матери-тигрицы":
Mr. Shugart’s secret was that he translated everything technical about the violin into stories or images children could understand. Instead of legato, staccato, or accelerando, he spoke of caressing the fur of a purring cat, armies of marching ants, and mice on unicycles rolling down a hill. I remember marveling at the way he taught Lulu Dvořák’s famous Humoresque no. 7. After the catchy opening theme, which people all over the world hum without even knowing it, there’s an almost overly sentimental second theme that’s supposed to be played with tragicomic exaggerated pathos - now how do you explain that to a six-year-old?
Mr. Shugart told Lulu that the second theme was sad, but not sad as in someone dying. Instead he asked her to imagine that her mother promised her a big ice cream cone with two toppings if she made her bed every day for a week - and that Lulu trustingly did so. But when the week was over, her mother refused to give her the ice cream cone. Not only that, she bought a cone for Lulu’s sister, who had done absolutely nothing. This clearly struck a chord with Lulu, because after that she played Humoresque so poignantly it was as if the piece had been written for her. To this day, when I hear Humoresque - you can watch Itzhak Perlman and Yo-Yo Ma playing it on YouTube - I hear the lyrics that Mr. Shugart added: “I wa-a-nt my ice cream, oh give me my ice cream; where is the ice cream you promised m-e-e?”

Секрет мистер Шугарта был в том, что все технические подробности игры на скрипке он объяснял через истории и образы, которые могли понять дети. Вместо легато, стаккато или аччелерандо он предлагал погладить мурлыкающего пушистого котика, представить себе армии марширующих муравьев или мышей на одноколесных велосипедах, скатывающихся с горки. Помню, как я восхищалась, когда он обучал Лулу знаменитой Седьмой Юмореске Дворжака. После каверзного начало, которое напевают люди по всему миру, даже если они не знают, что это за музыка, начинается невероятно душещипательная вторая музыкальная тему, которую предполагается играть преувеличенно патетически, создавая трагикомический эффект. Но как это объяснить шестилетке?
Мистер Шугарт сказал Лулу, что вторая тема грустная, но не так, словно кто-то умирает. Он предложил ей представить, что мама обещала купить ей большой рожок мороженого с двумя топпингами, если она всю неделю будет каждый день застилать кровать, и Лулу поверила ей и послушалась. Но в конце недели мама не стала покупать ей рожок. Мало того, она купила мороженое для сестры Лулу, которая вообще ничего не делала. И это явно затронуло сердце Лулу, потому что потом она играла Юмореску так трогательно, словно эта музыка была написана специально для нее. И сейчас, когда мне случается слушать Юмореску (вы можете посмотреть на Ютубе, как ее исполняют Ицхак Перлман и Йо-Йо Ма), я слышу текст, который добавил мистер Шугарт: "Хооооочу мою мороженку, ну дай же мне мороженку, где моя мороженка, ведь ты же обещала!"
Я не клала на музыку русский текст про мороженку, так как я не слишком хорошо понимаю, как это сделать, может, автор не очень точно приводит слова. А может, просто я тормоз.

А вот тот самый ролик (не могу себе представить, что надо сделать с шестилеткой, чтобы она играла такое на скрипке, поразительно):

image Click to view

книги, видео, english, музыка, цитата

Previous post Next post
Up