Ах, набейте ваши трубки, приготовьте ваши руки, в нашей программе мягкое кресло и Хоббит: нежданное путешествие. Будем громко хлопать и петь, будем руки над костром греть, с укором Джексону в глаза смотреть
И так далее, и тому подобное
Без спойлеров, уважаемые господа, я вам скажу так: это офигительно вкусный фильм, который стоит посмотреть в кино, даже если вы Профессора как-то не очень. Там весело, спортивно и масштабно, и вполне достойно оценки "пять, Вовочка, молодец, садись". И 3D оправдан, и три фильма по три часа тоже вполне по делу (я так и вовсе несколько жалею, что их не пять).
Но я-то не педагог, у меня к Вовочке серьёзнейшие претензии в количестве нескольких. Примерно двух.
Бильбо.
Граждане, я многое могу простить Вовочке Джексону за его эротическое мировосприятие буйную энергию и масштабность мышления, но вот за это деяние ващета приговаривают к пяти годам экранизации романов Даниэлы Стил. Честное слово. Ну преступление же против _всего_.
Нельзя никогда, даже спьяну, так херить мотивацию главного персонажа (луч разума и способности четать букавки сценаристкам).
Кто у нас есть хоббиты?
Это весьма традиционного склада характера граждане, которым совершенно побоку всяческие дутые ценности вроде славы, или там бабла больше, чем можешь потратить, или адреналиновых кровавых развлечений. Ну то есть - это Гэндальф всем при каждом удобном случае радостно рассказывает, что вот, мол типа, почему он хоббитов так сильно любит и использует при нужде.
В Хоббите, собственно, дяденьке троллькарлу (это по-шведски! trollkarl Gandalf! прикиньте, как весело шведский перевод Гарри Поттера читать?) как раз-таки и нужен был хотя бы один нормальный на четырнадцать голов, чтобы не бредил ни про покинутую родину, ни про вау-вау Аркенстон, ни про что.
И есть ещё одна определяющая черта, в которую дяденьке волшебнику тыкать прилюдно пальцем совершенно не нужно, а нам хорошо бы о ней знать. Хоббиты, как существа глубоко традиционные, очень, очень, очень хорошо воспитаны. Собственно, кто имел дело с деревней, тот может вспомнить кучу вещей, которые _не_делают_ просто потому что. А если спросишь - почему, собственно, - смотрят на тебя как на совсем безнадежного идиота.
Не хвалят прямо детей (а на младенцев даже не смотрят) - можно сглазить, не спрашивают - куда идёшь (можно спросить - далеко ли), не отказывают впрямую в дурацких просьбах и никогда, никогда не хамят гостям, будь они хоть пятнадцать раз незваные.
Собственно, именно на это прекрасное, в подкорке зашитое воспитание, Гэндальф Бильбо и ловит. Потому что сроду не было у мистера Бэггинса никаких подсознательных стремлений спать на жёстком, мокнуть и мёрзнуть. Вообще. Ни на полстолечко. И героем он быть не желает. Хотя бы один нормальный в этом дурдоме, помните?
Он бы в жизни никуда не отправился, если бы Гэндальф не притащился к нему с утра с воплями - аааа, тебя все ждут! опоздал! И виктимная подружка Бильбо, как зайчег, бежит скорее туда, где _все_его_ждут_, потому что как же можно подвести людей?!
А накануне вечером он точно так же виктимно кормит гномов всем содержимым своей кладовки, потому что _в_доме_гости_. Бильбо просто не может поступить по-другому. И не потому, что он, скажем, тряпка.
Нахуй посылать он как раз в путешествии и учится, и то как-то получается не очень. Помните, вместо того, чтобы тупо на порог не пускать Саквилль-Бэггинсов, спёрших ложечки, и не кланяться уже им при встречах, он ныкается по кустам с колечком на пальце?
А что у нас делает развесёлый Вовочка?
Вовочка показывает нам этакого недоросля-романтика, который рад бы скакать, да внутреннюю мамочку боится. Который от офигения и беспомощности начинает впрямую хамить впёршимся в его дом гостям.
У Бильбо книжного, да, собственно, и у всех хоббитов, есть глубоко прошитое понимание того, кто, собственно, они есть. И ни один известный нам хоббит в жизни своей не предавал свою идентичность ни за что. И уж точно не за подначки в духе "да ты же со своими книгами жизни не знаешь, парниша!" Сэма с его котелками помните? Воооот. И тринадцать незнакомых брутальных типов в твоей гостиной - как-то не повод подавать им мятые салфетки. А трудности путешествия - не повод кидать доверившихся тебе товарищей, к слову.
Да, сцена с Бофуром в пещере охуенна! Да, Бофур в ней прекрасен! Но почему его прекрасность необходимо показывать на фоне плоского и мелкого Бильбо?!
Так что это вот гнусное упрощение Бильбо - преступление почище искажения Арды и самая моя огромная претензия к Джексону. Скотина. Такую красоту испоганить.
Музыкальная пауза и переход к гномам, а про Бильбо я ещё чуть позже выражусь. Вот вам те полторы минуты видео, ради которых стоило бы сидеть остальные три часа, даже если бы там показывали одни лошадиные копыта и тролльи сопли.
Посмотрите, какие прекрасные в этом фильме
Click to view
Гномы
Питеру Джексону они очень, очень хорошо удались. Или я таки смирилась с его навязчивым стремлением выпятить ровно одну черту в каждом типе персонажей. Эльфы, скажем, унылое говно тихи и благородны, Гимли всю дорогу канает за комическую провинциалку и так далее.
Ну вот гномы в Хоббите чуть-чуть более брутальны и _комичны_, чем моей душеньке угодно, но зато они, во-первых, все разные. Постарше, помоложе, с мечом, с рогаточкой, со слуховым аппаратом.
Во-вторых, в них (в кои-то веки, Джексон!) не слишком много пафоса.
Меня более чем устраивает такое перевирание канона (у Толкиена в Компании были всё-таки воины, пусть некоторые и в годах), оно позволяет много чего рассказать о гномах интересного. Джексон ведь на что замахивается уже с первых Эреборских кадров - изобразить народ. Так что как раз очень оправдано, что бороть дракона отправляется не передовой спецназ, а те, у кого свербит сильнее всего.
И на эту разношёрстную компанию как раз великолепно ложится их лояльность друг к другу и к Бильбо. С воинским братством было бы не настолько интересно, их, может, учили так. А вот когда мы видим непонятную гоп-компанию, которая, совершенно не сомневаясь, бросается вытаскивать Бильбо оттуда и отсюда, сразу понятно, что мы имеем дело с тринадцатью очень хорошими гномами.
А, и ещё у Фики и Кили гениальный немецкий акцент, уииии! Хотя Кили (он же с луком, да?) исполнил потрясающего недоумка, когда орка на скале подстрелил.
Торин Оукеншильд ака Ричард Армитедж
Вздрочнём, сестрие
Охохо.
Я всегда думала, что Торин - этакий дяденька в годах с полностью сформировавшимися маниями и фобиями. А мне подсунули какого-то поднимающего брови пацанчика чуть ли не младше Бильбо, зато с огромным "молчать говно я воевал!" да, я предпочитаю мужчин постарше и кучей вопросов к этой жизни.
Ну да, да, хорош, чертяка, красив, брутален, плащик ок (там, где гоп-компания убегает от гоблинов, я чаще видела кружащийся плащег, чем что-то делающий меч), но без меры пафосен. Хватило бы восторженным девочкам типа меня жизнерадостных придурков Фили и Кили.
Ну то есть, знаете что, по-честному? Торин-то ок, и племяшики его более чем ок, но мне до соплей жалко, что их всех в конце поубивают.
Вощим всё у Джексона с гномами хорошо. Только грустно.
Музыкальная пауза. Не удивительно, правда, что я, насмотревшись Хоббита, хожу, пою, и хлопаю в такт по всем подвернувшимся поверхностям? Гномьи песенки полностью ложатся в их образ. Респект.
Click to view
Мартин Фримен
Давайте, пока я совсем не расстроилась, поговорим за самого прекрасного актёра в этой богадельне хыхы.
Мартин ведь гениально играет как раз то, что надо. Ровно того хоббита. Нервная улыбочка у него вот прямо точка-в-точку такая, как нужно. И когда он смущается, не понимает, что делать и куда руки девать - всё совершенно правильно. Если бы его ещё не сделали недалёким мальчегом, побежавшим за приключениями.
Вы знаете, вот этот пробег Бильбо снят отлично, Фримен там делает всё ярко, живо и незнамо как ещё, но блин, блин, это настолько неправильно, что вот тут уже пора возрыдать.
Сценаристы - дураки какие-то.
Чёрт, я планировала говорить о хорошем!
А тут у нас, понимаете ли,
Гэндальф
С прискорбием констатирую, что господа Ян МакКеллен и Питер Джексон слили в трубу всё, чем мне так дорог этот мерзавец. Один вырезал абсолютно все его дивные ехидные ремарки (оставил, скотина, одну! единственную! "Seeking the company of the only sane person here! - Who? - Myself, master Baggins, myself!), а второй решил, что у его персонажа не то недолеченная кривошея, не то этический кодекс мага, в котором на всё допустима одна реакция - склонить голову и значительно посмотреть. Тьфу.
Ну и подкаблучник Гэндальф, тайно влюблённый в Кейт Бланшетт - это просто праздник какой-то. Гэндальф не поклонялся сроду никому и никогда. Дада, и в мире существует огромное множество историй, в которых - прикиньте?! - нету любовной ебли линии вообще. Ни в какой форме.
А вы говорите - Армитедж пуст и пафосен. Конеееееечно, а Гэндальф Серый тупо в этом фильме не действует. Ну вот разве что в окошко на Бильбо смотрит дельно, и то, видать, потому, что в кадре не видно - наклонил он там башку или всё же нет.
Да вру бессовестно и преувеличиваю, конечно же. Мамочка из него получилась отличная.
Простите. Я не могу это здесь не запостить.
Click to view
Эльфы
Оооооооооооооо. Плюс миллион в карму господам авторам.
Отличные пафосные гадские твари получились.
Мне даже не жалко, что Джексон заставил их жрать салат и играть на арфах с кислыми рожами.
Я прямо-таки роняя на клавиатуру слюну жду выхода на сцену Трандуила верхом на лосе. Характер сложный, нордический
Ну, вы же знаете, что все эти экранизаторы кроме разве что Эндрю Адамса никогда почему-то не учитывают моё мнение, да? Вы же знаете, что мне дико нравится, как у Толкиена эльфы такие укуренные дуралеи? Вы же знаете, как я даже не надеялась услышать в фильме их идиотские песни про Фили и Кили на пони вскочили?
Зато! Они тоже наклоняют бошки, почти как Гэндальф! Слушай музыку Валинора двадцать четыре на семь! Ботокс в мозг и резиновые ушки! Уииии!
Кхм, простите.
Отсебятина
Вы знаете, а Джексон-то рассказывает отличную связную историю. При всех вот этих вышеперечисленных косяках.
Особенно мне нравится вражда гномов и эльфов. Так их, гадов! А прикиньте, как хороша будет битва пяти армий, когда Трандуил всё-таки поступит по-пацански и придёт? И орлы прилетят! И Беорн прибежит! И Дейн таки явится! И Торин откроет ворота Одинокой горы и мочканёт наконец Азога!
Аааау, как я люблю прекраснодушие, даже если его выдумал один тут Профессор.
Саурончег и Белый совет (что в нём делают эльфы, э?) получились тоже ничего себе так. Особенно мне понравились ручейки вокруг их совещательной беседки. Гэндальф, правда, видимо, будет бороть Саурончега один, но должно же быть в фильме место героизму, а то бедному Вовочке разгуляться ащще негде!
Шибанутый ёлкой Радагаст.
Кхм.
Он на месте.
Да.
До Радагаста я кривилась и плевалась на искажениях канона, а после него начала ржать и умиляться, како же всё-таки Вовочка у нас мимими любитель мега-сцен и комических подружек.
Ну и прекраснейшее (я быдло с неразвитым вкусом, да):
Radagast: I'll draw them off.
Gandalf: These are Gundabad Wargs. They will outrun you.
Radagast: These are Rhosgobel rabbits - I'd like to see them try.
Питер Джексон и ипическая сила
Я писала уже в самом начале досюда уже никто не доберётся, так что пофиг, что Джексон у нас мыслит масштабно. И это, конечно, очень круто - мне бы и в голову не пришло из одного предложения - мол, каменные гиганты швырялись камнями где-то на вершинах гор, сделать вот это. Нуууу. То, что в итоге получилось. Каменные гиганты получили бы почётный приз "Лопни мои глаза", если бы не Радагаст Карий, да.
Мне нравится, знаете. Милые маленькие сказки про хоббитов у нас ведь уже, собственно, были. А вот, например, гномьи пещеры и орочьи ходы (ох, как же мне жалко, что орки мало поют! Down, down to goblin town / You go, my lad!) Профессор толком описать так и не удосужился.
У гномов в Эреборе и гоблинов в Туманных горах прекрасно, на мой вкус, _всё_. Мостики там, переходики. Вы вот обратили внимание, что их пещеры довольно похожи, только у орков всё похлипче?
Ну гляньте, гляньте, какие фуфысики!
Click to view
И Ривенделл прекрасен, и снова пять баллов Фримену за исполнение.
Знаете, я ещё до чёрта всего могу нарассказать, вот скажем - про такую дурацкую деталь, как спокойная рожа висящего на дереве Бильбо. Ну, когда Торин встаёт весь такой в развевающемся плаще и идёт бороть Азога, а Бильбо его взглядом провожает так, как будто из окна смотрит, а не над пропастью болтается.
Или вот, что Бильбо не может поскользнуться на горной тропе по определению, потому что "славящиеся замечательно лёгкой походкой" хоббиты не бывают неуклюжими дебилами. Хотя в принципе в эпизоде и Фримен отыграл на пять баллов, и Торин отлично выступил.
Или вот ещё, что эти гномьи сволочи даже не подумали дать взломщику плащ! Скатина Джексон!
Или что я бы всё-таки дала Бильбо убить первого орка _до_ эпизода с Голлумом. Потому что иначе не очевидно, что Бильбо не тупо зассал убить живое существо, а именно пожалел.
Или что я прямо-таки восплакала, когда Торина, значит, почти заели орки и варги, Гэндальф держит посох и не может подойти, а Бильбо шефа, значит, загораживает. Нет, без иронии - отлично.
Или вот - если бы я была такой кросавчег Армитедж имеющий зубище на эльфов Торин и меня бы Гэндальф при Элронде отчитывал как щенёнка - покажи, мол, карту, безобразник, - я бы плюнула им в рожу и пошла бороть дракона через главные ворота. Ну и Гэндальф тут, конечно, выступил на четыре фейспалма.
Или про орлов, как прекрасно сделаны орлы! Как они роняют гномов соседу на спину! А вот как они позаботились поднять торинов меч - это, товарищи, таки перебор.
Но теперь уже утомилась писать даже я. Ждите продолжения банкета, да.
Краткое резюме, я ж знаю, что никто не осилит
В общем - я плеваться-то плююсь, а фильм прекрасный. Два раза ходила и ещё пойду при случае. Даже шведские субтитры, которыми переводят тут у нас орочий и эльфийский, меня не остановят.