Зефирный эксперимент

May 02, 2013 17:29

Deferred gratification или delayed gratification - это умение ждать, откладывать удовольствие, чтобы получить то, чего хочешь. Это свойство известно под разными именами, в том числе сила воли, самоконтроль или контроль импульсов. Многочисленные исследования показали, что животные не делают этого, так что эта проблема имеет фундаментальное значение для человеческой природы.
Так называемый «зефирный тест» отлично иллюстрирует степень эмоционального регулирования, или «контроля состояний». Этот тест предложил Walter Mischel из Колумбийского университета.

Четырехлетнему ребенку выдаётся маленькая зефиринка. После чего у экспериментатора вдруг возникают срочные дела и ему надо на 20 минут выйти. А ребенку предлагается сделать выбор: «Ты можешь съесть зефир прямо сейчас, но если ты дождешься моего возвращения, я дам тебе не один, а два кусочка». Скрытая камера записывает поведение ребенка. Некоторые дети съедают зефир сразу. Другие сначала пытаются подождать, но не выдерживают и через несколько минут берут зефир. Находятся и такие, которые твердо решили дождаться, они отвлекали себя - кто-то пел, кто-то закрывал глаза, кто-то играл, некоторые даже засыпали, - чтобы избежать искушения.

«Зефирный тест» выявляет важные свойства интеллектуального развития детей. Наблюдая за теми же детьми в школьном возрасте, мы видим существенное соответствие между ожиданием второго кусочка зефира и академическими успехами. Более того, группа «стоиков» в подростковом возрасте обладает более контролируемым поведением, достигает больших успехов в любых делах, вообще чувствует себя более счастливой, чем те, кто предпочитал «зефир в руке». Когда время подошло к поступлению в университет, дети, которые могли проявлять выдержку (в четырехлетнем возрасте), успешно прошли экзаменационное тестирование, что не обязательно вытекало из их уровня IQ.

Способность откладывать удовольствие всегда называется в числе признаков эмоционального интеллекта. Это фактор, который оказывает влияние на протяжении всей жизни, будь то процесс обучения, в котором приходится чем-то жертвовать ради академических успехов или продвижения, или ведение долгосрочные деловых переговоров, или напряженные тренировки и жертвы в стремлении к спортивным результатам.

Эмоциональный интеллект (EQ) - психологическая концепция, возникшая в 1990 году. Группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Выделяются четыре главных составляющих EQ: самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоциональный_интеллект

Человек, проявляющий данное свойство интеллекта, не стремится получить все «прямо сейчас». В эпоху продуктов быстрого приготовления и развитой сферы услуг многие люди теряют искусство терпения, готовность переносить временные трудности и даже боль с тем, чтобы получить в будущем несравненно большее удовольствие. Нам не придется далеко ходить за примерами. Достаточно взглянуть вокруг, и мы увидим множество коллег и друзей, которым явно не хватает умения контролировать свои импульсы. Однако это черта личности, которой можно научиться. Многие дети достаточно быстро учатся ждать, а умение откладывать удовольствие становится для них привычкой. Мы инстинктивно употребляем распространенную отговорку - «лучше синица в руке, чем журавль в небе», - чтобы оправдать свои сиюминутные решения. Но ожидание - типично человеческая черта, неизвестная у животных. И это лишний раз доказывает важную роль данного аспекта.

Контроль импульсов, как это прекрасно показано в «зефирном тесте» четырехлетними детьми, является базовым навыком и важнейшим свойством человеческого ума. Это триумф рационального мышления над импульсивными действиями, который невозможно учесть ни в одном тесте на IQ.

Взято отсюда: http://www.lookatme.ru/flow/obschestvo/psihologiya/87494-zefirnyy-eksperiment-nad-detmi

Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

интересно, Дети, психология

Previous post
Up