Брачный рынок. Часть 1. Общие понятия и термины.

Apr 20, 2014 14:30

    Известно, что в списке человеческих потребностей, удовлетворение сексуальных потребностей стоит на одном из первых мест. Известно также, что для удовлетворения человеческих потребностей человек изобрел такой механизм, как рынок.
Для удовлетворения потребностей в товарах существует рынок товаров, для удовлетворения потребностей человека в услугах существует рынок услуг. Для удовлетворения сексуальных потребностей стоит ожидать рост рынка сексуальных услуг. Но не все так просто. Есть еще и такое явление, как брак. И даже есть такое понятие как брачный рынок. И в нем тоже не все так просто. Более того, существующие теории, описывающие этот рынок, настолько мутны или примитивны, что впору придумывать свои. Судите сами из приведенного ниже текста, если вам удастся осилить его хотя бы до середины )))



иллюстрация источник

Брачный рынок: Выбор партнера и факторы успеха

В рамках микроанализа процессов брачности человеческое поведение при заключении брака обычно рассматривается как поведение на «брачном рынке».
Одной из особенностей экономического подхода является применение общих идей об экономических принципах человеческого поведения (максимизация благосостояния или полезности при ограниченных ресурсах) к заключению
брака, что приводит к концепции «брачного рынка» , под которым понимается пространство потенциальных партнеров - мужчин с одной стороны и женщин - с другой, между которыми должно установиться соответствие
(т. е. брак). На этом пространстве происходит поиск контрагентов (будущих супругов), определяются формы контракта (брака) и его продолжительность.
При таком подходе как детерминанты выбора партнера и заключения брака рассматриваются, во-первых, экономические параметры потенциальных супругов (доход, статус занятости, профессиональные позиции и т. д.), и во-вторых - их социальные, физические, демографические характеристики, которые могут повлиять на «полезность» партнеров при заключении брака и в семейной жизни.
Брачные рынки: исследовательские подходы
Теоретические концепции вступления в брак и выбора партнера
Исследователи из достаточно разных отраслей знаний - экономисты, социологи, психологи - разработали многочисленные теории, объясняющие брачный выбор и расторжение семейного союза различными факторами и причинами. Эти исследования часто объединяются под названием «mate selection». Отметим также историко-антропологический подход, рассматривающий особенности брачного поведения в ретроспективе .
Психологические теории брачного выбора относятся к группе индивидуалистических теорий, утверждающих, что выбор будущего супруга зависит от эмоционального опыта индивида, бессознательных стимулов, потребности в выборе
спутника жизни. К таким теориям относятся психоаналитическая теория родительского влияния и теория личностных потребностей.
В теории личных потребностей Р. Винча противопоставляются две тенденции: потребность в противоположности и потребность в сходстве. В соответствии с теорией фильтра А. Керсекхоффа и К. Дэвиса существует три уровня выбора супруга. Первый уровень - начальный поиск однородных культурных переменных, таких как раса, возраст,
социальный статус, второй - поиск однородных ценностей, третий - поиск совместимых потребностей.
Трехфазная теория выбора супруга - «стимул - ценность - роль» Б. Мурштейна основывается на концепции социального обмена, когда каждый индивид вносит в отношения набор физических, социальных и экономических активов, от которого зависит межличностное притяжение, а процесс развития отношений детерминируется тремя переменными: стимулы (первая фаза), ценности (вторая фаза), роли (третья фаза). В теории Дж. Хоманса также утверждается, что «социальное поведение представляет собой обмен ценностями, как материальными, так и нематериальными,
например, знаками одобрения или престижа».
В основу брачного выбора по Дж. Хомансу заложен процесс оценивания качеств будущего партнера и оценивание того, кто из партнеров сможет принести больший выигрыш при меньших затратах. В целом же ценность будущего супруга зависит от целого ряда факторов: внешнего облика, возраста, социального и экономического
статуса, социально-психологических характеристик личности, ценностей и убеждений.
Основы экономической концепции объяснения выбора партнера на брачном рынке были заложены Г. Беккером. С экономической точки зрения брак (а также любые другие формы союза в рамках одного домохозяйства)
представляет собой партнерство с целью совместного производства и потребления. Кроме того, брак выполняет и другие важные функции:
1. Разделение труда с целью использования совместных выгод или повышения производительности (например, один партнер работает на рынке труда, а другой - дома).
2. Расширенный кредит и координация инвестиционных активов (например, один из партнеров работает, тогда как другой - учится).
3. Распределение коллективных несопернических благ (например, оба партнера получают радость от одного и того же ребенка и живут в одной квартире).
4. Объединение рисков (например, один партнер безработный, а другой - работает).
Экономика рассматривает вступление в брак как принятие решения в статической ситуации. Для его анализа как экономической задачи необходимо принять следующие предпосылки:
1. Поскольку брак, как правило, - это добровольное решение супругов, может быть применен теоретический подход к анализу индивидуальных предпочтений, и можно предполагать, что вступление в брак повышает уровень полезности человека.
2. Предполагается существование брачного рынка, т. е. мужчины и женщины соревнуются в качестве потенциальных супругов.
3. Предполагается, что мужчины и женщины вступают в брак тогда и только тогда, когда при этом возрастает значение их функции полезности.
4. Функция полезности зависит не только от купленных на рынке благ, но и от благ, произведенных внутри домохозяйства. Эти произведенные внутри домохозяйства блага не продаются на рынке, но перераспределяются между
членами семьи.
5. Блага внутри семьи включают не только еду, но и количество и качество
детей, престиж, отдых, дружбу, любовь, здоровье и т. д.
6. При решении о вступлении в брак индивид сопоставляет выгоды и издержки от заключения брака, включая издержки на поиск партнера.
Решение о вступлении или невступлении в брак с данным партнером принимается индивидом на основе максимизации своей функции полезности как суммы потребляемых благ, которые включают количество и качество
детей, престиж, отдых, дружбу, любовь и здоровье при бюджетных
ограничениях на количество времени и суммарные доходы от занятости и собственности. Когда люди вступают в брак, значение их общей функции полезности должно быть выше, чем сумма индивидуальных функций полезности
от потребляемых благ. Это возможно, так как люди приобретают в браке детей, физическую и эмоциональную привязанность, экономические преимущества, т. е. блага, которые нельзя купить на рынке. Люди получают
выигрыш от брака также потому, что время, затрачиваемое мужем и женой на производство благ (в том числе детей и любви), не взаимозаменяемо.
Это касается и разделения труда между домом и рынком - партнер с более высокой заработной платой больше времени тратит на рынке труда, а с более низкой - в домашнем хозяйстве. Существует также эффект экономии от масштаба, однако эта выгода касается не только супругов, а любых членов домохозяйства (т. е. любых людей, живущих вместе, необязательно супругов).
Чем выше разница между издержками и выгодой, тем выше «чистая» выгода от брака. На «чистую» выгоду от брака и на «склонность к браку» влияют следующие параметры:
Выгоды от брака тем выше, чем более «дополняют» супруги друг друга в домохозяйстве (если они являются совершенными заменителями по отношению друг к другу на рынке труда и в домашнем хозяйстве, выгоды от
брака низки, так как связаны только с экономией от масштаба).
Сокращение разницы между заработными платами мужчины и женщины снижает склонность к браку, так как если эта разница велика, то выше выгода от взаимозаменяемости супругов на рынке труда и в домашнем хозяйстве.
Чем выше для человека ценность детей и их количества, тем выше выгода от брака, тем больше склонность к браку, и наоборот, чем меньше желаемое количество и качество детей, тем меньше склонность к браку.
Чем выше нетрудовой доход (в частности, доходы от собственности), тем выше выгода от брака (и, следовательно, склонность к браку). Это связано с тем, что люди в домохозяйстве объединяют большие ресурсы и получают более высокую выгоду.
Рост ставки заработной платы, вероятно, также повышает склонность к браку, однако здесь имеет место противоположная тенденция вследствие возрастающей оценки затрат на поиск (так как цена времени человека также
повышается вместе с ростом ставки заработной платы).
Чем выше такие «нерыночные» качества, как красота, интеллект, здоровье и т. д., тем выше склонность к браку, так как эти качества повышают нерыночную производительность и рыночные качества (например, заработную плату).

Рост издержек на заключение брака (в частности, на поиск партнера вследствие узости доступных вариантов в связи с высокими требованиями или из-за возраста; вследствие институциональных факторов - трудностей
развода, необходимости приданого и т. д.) снижает склонность к браку.
Принимая, что существует некоторое количество желающих вступить в брак мужчин и некоторое количество желающих вступить в брак женщин, возникает ситуация задачи поиска наиболее «эффективной» комбинации
«свободных» мужчин и женщин. Пара будет тем более «эффективной», чем бóльшую выгоду супруги получают от вступления в брак. Для каждого человека всегда существует некоторое количество потенциальных партнеров.
Таким образом, между потенциальными партнерами возникает ситуация «соперничества», или конкуренции, что позволило Беккеру охарактеризовать ее как «брачный рынок», т. е. поиск человеком наилучшего партнера
(с точки зрения выгод от брака) с учетом рыночных ограничений. При этом
брачный союз может рассматриваться как своего рода «фирма из двух человек», где каждый партнер является в некотором смысле «работодателем», нанимающим «работника» за «заработную плату» и получающим выгоду от
брака в виде разницы между общим «выпуском» домохозяйства и этими издержками.
Можно и не использовать понятие «работодатель», рассматривая домохозяйство как своего рода «производственную фирму», скрепленную контрактом (формальным или неформальным), однако не основанную на
подчинении. Заметим, что понятие «брачный рынок» здесь можно использовать с известной долей условности; больше всего аналогий можно провести между брачным рынком и рынком труда.

Особенности брачного рынка таковы:

неопределенность «товара» на рынке (Беккер и его последователи в основном говорят о «качествах» потенциальных супругов, которые также можно называть капиталами);

спрос и предложение формируются на участников с различным «качеством» (аналогично спросу на рабочую силу - т. е. на способность производить блага);

отсутствие явных рыночных цен, вместо них действуют теневые цены (или «вмененные доходы», зависящие от потенциальной производительности - в широком смысле слова - человека в домохозяйстве), которые позволяют
определить «качество» участников рынка («высокое» / «низкое» );

асимметрия информации и отсутствие сигналов о ряде качеств участников; (какова она в постели? примеч. cat_scientistt)

«сделка» на этом рынке представляет собой контракт (аналогично рынку труда), однако сложно говорить о купле-продаже или обмене;

участники брачного рынка симметричны, нет четко выделенных групп «продавцов и покупателей» или «работодателей и наемных работников»,

участник рынка одновременно является выбирающим и выбираемым;

успешность участника в заключении брака зависит не только от «спроса» на его качества, но и от его склонности к вступлению в брак;

сильное воздействие институциональных факторов: социально-культурных, правовых и т. д.

Общий подход к поиску равновесия на рынке позволил Беккеру (1974), так же как и Шепли и Шубику (1972), сформулировать аналогичную задачу для брачного рынка как классическую задачу линейного программирования
о распределении (аналогично, например, задаче наилучшего распределения n работников по n рабочим местам). Формулировка такой задачи дает возможность рассмотрения также двойственных переменных, которые в этом случае могут интерпретироваться как «теневые цены» партнеров на рынке.
Предположение Беккера о равновесии брачного рынка, т. е. о такой комбинации пар, при которой достигается максимальный суммарный выигрыш от всех браков, показало, что решение зависит от всей совокупности возможностей,
а не от оценки отдельного союза. Тем не менее такое утверждение является теоремой, доказываемой Беккером, а не поведенческой предпосылкой:
каждый человек заботится только о собственном благосостоянии, однако механизм конкуренции приводит к образованию наилучшей для общества комбинации пар. Это положение также позволило Беккеру сформулировать
теоремы относительно выбора мужчин и женщин высокого и низкого качества по определенному набору параметров. Предполагается, что по
каждому параметру мужчин и женщин можно сравнить друг с другом, при этом мужчины и женщины более высокого качества:
вступают в брак с себе подобными, а не подбирают партнеров более низкого качества тогда, когда эти качества взаимодополняющие (образование, раса и т. д.): женщина высокого качества повышает производительность
мужчины высокого качества и наоборот (выбор по сходству является оптимальным, когда признаки взаимодополняющие);
(продолжение следует)

близко к теме
Рынок труда
Конкуренция
Ценовая дискриминация

брачный рынок, матриархальный раб

Previous post Next post
Up