(no subject)

Apr 15, 2014 22:29

Что нынешняя заваруха на Украине ярко демонстрирует, на мой взгляд - так это то, насколько опасно для страны, когда масса людей в ней чувствуют себя не частью общего коллектива, с общими устремлениями, культурой, историей - а в подчинении или, скажем мягче, на вторых ролях по сравнению с коллективом чужим. Даже если с точки зрения общегражданских прав и равенства перед законом в стране всё обстоит отлично.

Любой украинский патриот сегодня вполне искренне с гордостью говорит, что никакой дискриминации русские / русскоязычные / нежелающие украинизироваться не подвергались за все годы независимости, что их права не ущемлялись, русский язык никто не запрещал. Что требования владеть государственным языком, общаться на нём с государственной бюрократией, переводить на него фильмы в прокате - совершенно не чрезмерны. Выглядит это вполне убедительно - весомые примеры ущемлений прав неукраинизировавшихся я не встречал, а что до языковых страстей, то с нашей израильско-олимовской кочки зрения они и вовсе выглядят довольно смешно. У нас тут лишь за девяностые с миллион русскоязычного народу (включая вашего покорного), всех возрастов, выучило с нуля абсолютно чуждый язык, с чуждым алфавитом, построенный по совершенно другим принципам, в котором даже пишут наоборот - и ничего, спокойно вписались в общество на всех уровнях; а на Украине всё бури не утихают по поводу школьного преподавания на ближнеродственном славянском языке и необходимости заполнять на нём официяльные бумажки? Они что, всерьёз?

Технически это мне сложно считать серьёзными проблемами - но мне понятно, что разница на самом деле психологическая. Едущие в Израиль добровольно подписывались на заранее известные им правила игры. Русскоязычная / русскокультурная часть Украины была, в общем, поставлена перед фактом, что теперь государственный язык - не их, и государственный нарратив - не их, и во многих это породило фрустрацию. Тем, кто украинизацию приветствовал, это казалось мелочью - побурчат и перестанут, ведь реальных-то нарушений прав и преследований нет. В момент кризиса оказалось, что эта фрустрация - совсем не мелочь.

Это всё интра, а теперь о сути. Почему мне, сидящему на диванчике за несколько тысяч километров от мест событий, есть до них дело? Да из обычного шкурного интереса. Потому что наша ситуация очень схожа.

20 с лишним процентов нашего населения составляют израильские арабы. Это люди, у которых даже при самом миролюбивом настрое нет никаких шансов чувствовать себя вписанными в общегражданский коллектив - государство наше еврейское, созданное евреями ради евреев, это выражается во всём: в идеологии, в историческом нарративе, в Законе о возвращении, в символике, в праздниках и так далее. Любому еврею в мире оно предлагает гражданство и ощущение единства, чувства своего среди своих. Своим гражданам-арабам оно предлагает "сидите тихо, соблюдайте законы и всё будет хорошо".

Мы очень любим подчёркивать, что израильским арабам живётся куда лучше, сытней и стабильней, чем их единоплеменникам в соседних странах. Что их жизненный уровень куда выше, чем в Египте-Иордании-Сирии-Ливане, защищены они законом куда лучше, дискриминации не подвергаются, пользуются всеми гражданскими правами, избирают своих представителей в Кнессет (занимающих, как правило, позиции по отношению к Израилю радикальные), при этом подавляющим большинством освобождены от обязательной службы в армии. По поводу отсутствия дискриминации можно долго спорить - но даже будь оно стопроцентной правдой, как видим, этого всего недостаточно.

У нас также любят напирать на то, что арабский - второй государственный язык. Ага, государственный. Номинально. Потому что это вовсе не значит, что госчиновники обязаны им владеть - они в подавляющем большинстве и не владеют. Это не значит, что на нём можно получить, скажем, высшее образование. Это не значит, что он обязателен к изучению в школах - а там, где его и преподают, судя по отзывам, делают это примерно на уровне изучения английского в СССР, если не слабее. В какой-то мере он поддерживается. Очень скромной. Допускаю, что в этом есть и хорошая сторона - не будь у наших арабов ежедневной необходимости владеть ивритом, интегрироваться в общество им было бы ещё сложнее и отношения в стране были бы ещё хуже. Но к "государственному" статусу арабского серьёзно относиться нельзя.

О проблеме "невписанности" арабов у нас говорят только крайне левые; призыв к переходу от "еврейского государства" к "государству всех граждан" у нас считается леворадикальной позицией (вполне понимаю, почему - в моих глазах проект Израиль без Закона о возвращении или его аналога тоже особого смысла не имеет). Подавляющее большинство вполне устраивает, когда арабы просто тихо сидят в своих Рахатах, Умм-эль-Фахмах и бедуинских стойбищах - да пусть и по соседству живут, лишь бы не бузили. Наиболее глупые начинают периодически колготиться, когда те из Умм-эль-Фахмов начинают переезжать в Кармиэли и Нацрат-Илиты.

Но что, мне интересно, будет, если завтра начнётся массовые выступления израильских арабов с использованием технологий Майдана - особенно первого, из 2004-ого? Если произойдёт "ненасильственное" блокирование мэрий, шоссе, полиции, военных баз? Полное негражданское неповиновение, но при этом без камней, поджогов и стрельбы? Страна маленькая, одного арабского населения Галилеи вполне хватит, чтобы ту Галилею перекрыть вдоль и поперёк, парализовав полностью.

В последний раз масштабный арабский бунт внутри Израиля произошёл в 2000-м году, как часть "интифады Аль-Аксы". Он был насильственным - летели камни и коктейли Молотова, происходили грабежи, среди евреев были раненые и как минимум один убитый, происходило всё это в рамках куда более широкой террористической кампании - это позволило полиции не стесняться в средствах вплоть до использования снайперов, нескольких человек застреливших. Результат - на арабской стороне 12 убитых, пара сотен раненых, бунт подавлен.

А что будет в случае ненасильственного варианта? Готов ли Израиль к такому сценарию вообще? Когда использование методов 2000-ого года станет неоправданным убийством собственных граждан? Что делать-то в таком случае?

Лучший способ разрешения таких ситуаций - их предотвращение. А лучший способ предотвращения - чтобы устраивать мятеж никому и не хотелось. Но если полтора миллиона человек из восьми будут ощущать себя не равными среди равных, а поддаными чуждого им большинства - то он произойдёт, рано или поздно, сколько бы мы не утешали себя равенством и демократичностью. Оставлять так ситуацию попросту опасно.

P.S. То же самое относится не только к ситуации доминирования определённой версии национализма, но и, так сказать, к радикальному интернационализму - долой, дескать, границы между государствами, никаких ограничений на миграцию, пускай любые желающие поселяются где хотят в любых количествах, лишь бы законы соблюдали. Точка зрения на сегодня довольно крайняя и экзотическая, но свои сторонники у неё есть. Так вот, не так всё просто - даже если с соблюдением законов и равенством всё и вправду тип-топ.

politics

Previous post Next post
Up