Чёрный, белый и классическая эстетика

Nov 06, 2016 05:05



Убеждения особенно сильны, когда образуют систему. Тогда они поддерживают друг друга, и в особенно развитых случаях получается целостное мировоззрение. Только я различаю перспективы таких систем. Одни системы убеждений подобны фундаменту, на который можно опереться, чтобы сделать что-то новое. Другие же подобны ящику, в который можно залезть и остаться в нём навсегда, и всё чуть больше размеров этого ящика просто перестанет существовать для данного индивидуума.
Не знаю, к добру это или нет. Сам индивидуум внутри ящика частенько считает себя счастливым - его мир прост и понятен. И стоило бы оставить этих персонажей в покое - сидят, да и пусть сидят. Но порой счастливые обитатели ящикообразных миров настырно пытаются и других подровнять под свой размер. А поскольку объяснить им что-то большее размеров ящика не представляется возможным, вынужденное общение с ними становится той ещё задачкой.
Например, мне часто встречается такой набор взаимодополняющих убеждений.


1. "Чёрный и белый - универсальные цвета, они идут всем и хорошо со всем сочетаются"
2. "Чёрное и белое - это классика"
3. "Чёрное и белое - безопасный и безошибочный выбор, всегда уместный"
4. "Классика - это образец"

И отсюда следует вывод, уже окончательно заколачивающий крышку этого гроба: "Ношу белое и чёрное - я в классическом стиле - я не ошибаюсь - я образец". Перед соблазном иметь такое самомнение трудно устоять, и любителя ящико-мира вы легко узнаете по тотальному ахрому, дополненного морализаторством на темы культуры.
Не буду бороться с ветряными мельницами, ибо я, конечно, идиотка, но не единожды битая. И, кстати, сама люблю нарядиться в чёрное и вещать о вечном. В оправдание могу заявить, что для таких случаев я имею прическу, символизирующую Большой Взрыв, колготы цвета хаки и обувь, пригодную для бега по пересечённой местности.
Так что бороться не буду, но развлеку тех, кому хватает терпения читать мои колонки. Итак, сегодня про чёрно-белое и классику.

Убеждение №1. Чёрный и белый - универсальные цвета, они идут всем.
Я вот сейчас всё усложню. Слово "идут" нельзя рассматривать в отрыве от той эстетики, которую вы исповедуете. А в современности эстетика разнородна. Даже слово "красиво" нынче используется творческими личностями с целью уязвить собеседника своим сарказмом. Так случилось оттого, что "красиво", взрощенное на классических образцах, кардинально отличается от "красиво", привитого массовой культурой. Эстетика нынче может быть и неклассическая, и пост-неклассическая, и даже постпост-неклассическая. "Идёт" станет сильно различным в зависимости от того, в какую систему ценностей мы поместим нашего субъекта в чёрно-белом.
А теперь я обратно всё упрощу. Мы возьмём классическую эстетику. В ней всё однозначно. Идёт - значит, костюм создаёт с носителем гармоничное единство, в нём нет ничего лишнего и случайного. В классике форма и содержание представляют органичное целое, всё подчинено единой идее, каждая деталь на своём месте и необходима для раскрытия идеи. Именно про классику говорят "всё есть, но ничего лишнего", "замечаем человека, но не замечаем его одежду".
Тогда кому в классическом понимании идёт чёрный и белый? Практически никому. Только тем, кто имеет очень контрастную внешность - кожу с плотным холодным подтоном, волосы радикально чёрные или платиновый блонд. Большие контрастные блоки цвета требуют к тому же точеных резких черт лица и соответствующей пластики движений. Безапеляционность во всем очень неплохо продолжит эту линию. Тогда радикальные цвета отлично дополнят картину, составляя то самое вожделенное единство. Для всех остальных Ч и Б слишком резки.





Можно, конечно, потанцевать вокруг оттенков чёрного и белого (о да, у них бывают оттенки). В англоязычной среде вы встретите, к примеру, off-black и off-white - можно перевести, как "почти чёрный" и "почти белый". Они предназначены для тех представителей человечества, кого природа одарила более мягким колоритом. Вы можете найти такие интересные штуки, как коричнево-чёрный и цвет экрю - для тёплых тонов кожи. Но возможны такие сложные цвета только на достаточно сложном строении волокна. Это либо отличного качества натуральное волокно, либо специально обработанные искусственные и синтетические волокна, которые становятся после этого по цене сравнимы с натуральными.
Зайдите в магазин тканей, подойдите к стойке с шерстяными и шерстешёлковыми тканями и сравните несколько чёрных отрезов - вы увидите, что все они разные. На дешёвой ткани такие оттенки не получатся - там цвет не способен играть, он всегда получается плоским и однозначным. Да и в классическом стиле чёрный и белый цвета используются только для специальных случаев - при исполнении ритуалов.






Так что влезая в "безопасные" и "всем идущие" чёрный и белый, любитель классики мгновенно оказывается вне классического канона. Он сразу же оказывается плохо одет - в классическом понимании. Он демонстрирует отсутствие вкуса, ибо вкус - категория именно классической эстетики. Такой вот парадоксец.
"Но позвольте" - заявит наш классик из ящика - "а как же чёрные фраки с белыми сорочками? Белое платье невесты? А костюм жениха? Это же всё классичнейшая классика! Классическая белая офисная рубашка? А маленькое чёрное платье Шанель?". Охохо, все стереотипы в одну кучу. Эта горка требует отдельного большого разбора. Что-то из перечисленного вообще не классика, разве только "классика жанра". Что-то объясняется символикой ритуалов. Что-то отражает демонстративный отказ от классической эстетики. А что-то - штамп массовой культуры.

На сегодня хватит с вас нравоучений от человека, который обычно не знает, куда запропастилась расчёска, подбирает сумку к лицу, а не к туфлям, и считает эстетическую медицину и косметологию классическим примером безобразного. Продолжение следует... у нас на очереди ещё 3 убеждения и горка стереотипов.

классическая эстетика, философия стиля, ахром, чёрное и белое, классический стиль

Previous post Next post
Up