На запросы "антигламур", "антиэстетика" гугл вывалил интересные ссылочки. Например, вот
http://robot-victoria.livejournal.com/195646.html (кстати, хорошо написано).
или вот
http://www.school-essays.info/antiestetika/ (девушка не может адаптироваться в нашем фрагментированном мире, ощущает ужас и ностальгию по 19 веку. Но выводы делает не в ту сторону).
И что я понимаю. Эстетикой называются вообще разные вещи. Слова оторвались от значений и как мухи кружат над бренным тварным миром. К примеру, "эстетическая медицина" - по сути своей глубоко неэстетична. Притом своей сладенькой оболочкой она перекрывает многие возможности проявиться настоящей эстетике. Ведь оболочка сладенькая, а под ней - там самая "целая Нарния говна". И так во всём, повсеместно, всё меньше и меньше просветов, всё больше мути.
И вот, когда кто-нибудь тыкает пальцем в омерзительную коммерческую картинку, наскоро собранную стилистом из коммерческих наскоро сшитых шмоток и всем видом кричащую "продать бы это барахло побыстрее, пользуясь поднявшейся шумихой вокруг тренда на цветочки" и говорит "это красиво"... ну я чувствую душевную пустоту. Я устала, друзья. Зверски, безумно устала всё это видеть.
Я шла в профессию имиджмейкера, несколько обманутая всей этой разноцветной мельтешнёй. Я честно думала, что открою для себя мир красоты, богатый мир культуры. Мои чувства, когда я дошла до богатого мира культуры были такие, как ..
Представьте, вы приезжаете домой после долгого пути. Ждёте, что сейчас вас обнимут родители, подросшие сестрёнки и братишки будут бегать по зелёной полянке и играть с вами. А там... дом сожжён, сад загажен. На заборе повешены изуродованные тела всей твоей семьи. И так всё твоё родное поселение. Ты ходишь, и в отуплении рассматриваешь черепки от посуды, обугленные остатки своих детских игрушек. Вспоминаешь свои мечты, глаза братишек и сестрёнок, и где-то в мозгу уже шевелится понимание, что этого никогда не произойдёт. Но душой ты этого не можешь принять. Так выглядит сейчас в моём представлении тот прекрасный богатый мир Культуры, к которому я мечтала приобщиться.
Над этим пепелищем кружится вороньё. Шакалы объедают те части повешенных, до которых они могут дотянуться. И такие же отупевшие от разверзшейся пустоты люди бродят по разорённой деревне, пытаясь хоть как-то уместить в душе случившееся. Что произошло?
Знаете, не зря в сериалах и кино так популярна тема пост-апокалипсиса и зомби. Продолжая аналогию, можно сказать, что по поселению прошли орды зомби, ведомые созданными людьми механическими богами - Деньгами, Машиной, Рационализмом, Учреждениями. Пока мы ждём конца света в тварном мире, в нашем духовном мире он уже наступил. Давно наступил. Ещё в 19 веке самые чувствительные люди того времени (Ницше, например) это поняли.
Выжившие пытаются как-то найти друг друга, отличить от зомби и хотя бы остаться в живых. Разница только в том, что мы верим, зомби можно вернуть к жизни. Долго, мучительно и при его горячем желании. И это называется "психотерапия", друзья мои.
Не зря так много кружков, клубов, тренингов. Но то, что осталось живого в наших душах, ищет живой отклик, ищет новые способы отстроить поселения. Хотя и зомби не дремлют. Организуют свои "кружки", а там вычищают своим жертвам мозг до стерильности. Повсеместно идёт эта борьба живого с мёртвым, оглядитесь.
Но старую Культуру можно уже хоронить. Мы снимаем её одёжки и донашиваем. Отрезаем куски от её мёртвого тела и готовим на кострах из стен её дома. Надо же выживать как-то в холоде и голоде. Строить новое мы, похоже, пока не в силах. И это огромная беда.
Экономический кризис, о котором так много говорят - следствие духовного кризиса. Экономика занимается обустройством дома. А как можно обустроить пепелище, друзья мои? Можно только нарисовать очаг на холсте, а на нём - котёл с жирными кусками мяса. Вот этим и занимаются экономисты. Не все, не все, согласна. Конечно, напрямую расписными холстами занимаются маркетологи. Но экономисты, мне кажется, сильно запутались, какие цифры отражают жалкие запасы настоящей еды, а какие - нарисованной для увеселения голодной публики.
Ну ладно, заверну пока краник с метафорами и аллегориями. Продолжите самостоятельно. Фантазия - признак того, что вы ещё живы. Почаще проверяйте пульс у своей фантазии, физическое биение сердца в наше время ещё не означает, что вы живы. К сожалению.
Соответственно, пытаясь отказаться от не-эстетики, в которой мы плаваем, найти всё же что-то, что наполнит и успокоит душу, вернёт смысл в жизнь. Поэтому появляются всякие анти-эстетики, анти-гламуры. Что под ними скрывается? А когда что. Когда выжившие голодранцы жгут костёр в разрушенном храме, чутко реагируя на каждый шорох, чуть что хватаясь за вилы и самострелы. А когда и зомби сооружают глянцевые ловушки с надписями "здеся красота". А есть ещё ссучившиеся. Это живые люди, которые работают на зомби за еду и помогают создавать ловушки. Расписывают их аляпистыми картинками (а иногда и вполне даже маскируясь под искусство, очень хорошо расписывают, "красиво"), заманивают в них россказнями. Типа, о да, там и правда хорошо. Я вот здесь живу, и у меня всё круто на душе. Заходишь туда - а там зомби сидят, улыбаются. Ложечки в их руках празднично блестят, а в глазах тлеет зрачок их механического бога. Так, стоп аллегории.
Поэтому я и говорю - слова оторвались от корней. Одно и то же слово может скрывать всё, что угодно. И я теперь в совершенной растерянности, как мне назвать своё будущее дело. Анти-, пост- и не- гламуры не отражают совершенно. Да и вообще, получается, ничего не отражает.
Да и не так уже это и важно. Важно то, что я тоже не знаю, как мне жить на пепелище. Но моё сердце уже перестало разрываться от боли настолько, что я способна только рыдать, зарываясь головой в остывшее тело Культуры, прижимаясь к ней, как к матери, выкормившей когда-то моё новорожденное самоосознание.
Я готова строить новый мир.