Продолжая изучать архетип Персефоны

Jan 26, 2015 16:56

... и чиатая разные источники, прихожу к мысли о том, что миф о Деметре и Персефоне - не что иное как рассказ о том, как женщины попадают и живут впоследствии в эпоху патриархата и как сохраняют себя и всё то, что им дорого, в той степени, в какой они могут.
Здесь есть и отсылки к древней Богине и её почитанию в до-индоевропейской культуре (Деметра - это именно она, насколько я понимаю), и история порабощения и насилия над женщинами, изоляции их от мощной поддержки "женского круга" и передачи женского опыта (похищение Персефоны), и история "несмирения" с этим - ни той, что испытала насилие, ни той, что стала свидетельницей этого.
И даже история того, как в конце концов женщины освобождаются (Персефона возвращается назад к матери). Не полностью, к сожалению, как оно есть и поныне по факту (треть года она вынуждена проводить в царстве Аида), но прогресс тем не менее налицо!

Когда читаю эти строки Наоми Вульф, я тоже вспоминаю миф о Персефоне и её матери:
"Женские качества, в определенный исторический период считавшиеся "красивыми", представляют собой не что иное, как стереотипы женского поведения, которые в данную конкретную эпоху были наиболее желательными. В сущности, миф о красоте всегда предписывает определённые стандарты скорее поведения, чем внешности. Конкуренция женщин между собой была специально и вполне осознанно сделана неотъемлимой составляющей этого мифа для того, чтобы внести раскол в их ряды и настроить их друг против друга.
Молодость и (до недавнего времени) девственность считаются "красивыми", поскольку они предполагают отсутствие у женщины жизненного опыта и сексуальную безграмотность.Старение же воспринимается как "некрасивое", так как с возрастом женщины приобретают больше силы и власти. Поэтому связи между разными поколениями женщин должны постоянно разрушаться. Женщины постарше опасаются конкуренции со стороны молодых, молодые сторонятся старших, и таким образом миф о красоте калечит и тех, и других на протяжении всей их жизни"

Из книга Гиллиган "Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин":
"Ускользающая тайна развития женщин заключается в признании непреходящего значения единения. Роль женщины в жизни мужчины состоит в защите этого осознания в то время, когда торжествует отделение, автономия, индивидуализация и естественное право. Миф о Персефоне говорит об ущербности такого взгляда, напоминая, что нарциссизм ведет к смерти, что плодородие земли неким таинственным образом связано с неразрывностью отношении матери-дочери и что сама жизнь возникает из разделения между миром женщин и миром мужчин. Только в том случае, когда специалисты по изучению жизненного цикла разделят свое внимание пополам и начнут также жить жизнью женщин, как до этого они жили жизнью мужчин, их взгляды обогатятся жизненным опытом обоих полов и их теории соответственно станут более плодотворными."

Ещё в феминистках наткнулась на интересное: "в английском есть два слова, обозначающие женственность:
"femininity - это женственность в значении - скорее атрибуты, приписываемые "женскому полу" в целом, отсюда и значение "женоподобие" и пр. скромность, рюши и страх перед мышами:)))
и womanhood - это женственность в значении "качества зрелой женщины", т.е. - осознание себя, своего женского опыта и видения мира."
Первый - про Кору (=восприимчивость к тому, что хотят видеть в ней другие), а второй - про Персефону (=выработанные на основе своего собственного опыта, изнутри, "стержень"), как думаете?

архетипы, феминизм - как я его понимаю

Previous post Next post
Up