Карельские каникулы. Часть 12. Соловки. День первый. Обзорная экскурсия.

Sep 09, 2010 23:27

Прежде чем продолжить рассказ о нашем пребывании на Соловках, надо, видимо, привести карту этого чудного места.



Первый день начинался очень вяло, солнце нещадно нагревало палатку, а так хотелось поспать подольше, некоторая неустроенность быта угнетала. В голове вертелся предательский вопрос: "Зачем мы здесь?".

После завтрака мы пошли... в сторону экскурсионного бюро: очень хотелось побывать на обзорной экскурсии по Кремлю. Маша быстренько выяснила, что можно присоединиться к группе в 13.00, стоимость 350 рублей со взрослого (дошкольники бесплатно), продолжительность около 3 часов, и назначила время встречи - без пятнадцати час. После этого Маша с Олегом куда-то стремительно испарились, а мы с Владом и Ольгой направились в сторону лавки с сувернирами. Купили карту и путеводитель, приобрели немного, собственно, сувениров, выяснили, что поесть хорошо можно в "Кают-компании", и двинулись в сторону этого кафе. Быстренько пообедали, а потом купили два куска ткани - мне и Ольге для создания импровизированных юбок (в лагерь за парео возращаться было слишком долго). Затем - бегом в сторону экскурсионного бюро, время уже поджимает. Уф! успели купить билеты, предъявить их и встретить экскурсовода Настю.

Экскурсия, действительно, длилась почти три часа, и за это время мы, кажется, обошли все закоулки монастыря и нам рассказали о всех почти значимых событиях, которые происходили с обителью. Рома стоически вынес такое длительное мероприятие, правда, у нас (как у опытных родителей) была с собой вода и еда.

Вообще, слово Соловки (до того, как я поинтересовалась тем, куда же собираемся заехать) у меня ассоциировались исключительно с реальностью из времём "Архипелага ГУЛАГа". Оказалось, что идея держать заключённых на этом северном острове родилась давным-давно. Практически с момента основания в монастыре были застенки и там держали... неугодных властям людей, то есть уголовников здесь не держали никогда, а только "политических", если можно отнести к политическим отнести монахов, распространявших "ересь".

Но на самом деле до пришествия советской власти Соловецкая обитель долгое время была известна как крупный духовный и культурный центр с древнейшей историей.

История обители начинается в 1429 году, когда на Соловках основывается первый скит - Савватием и Германом. В 1435 году Савватий умирает, а датой основания самого Соловецкого монастыря считается 1436 год. Основал его Зосима, которому и принадлежит крайне удачный выбор места для будущей обители - на берегу сразу двух водоёмов: Святого озера и бухты Благополучия Белого моря.

На фотографиях - вид со Святого озера на монастырь и вид на бухту Благополучия.





Наибольшего же расцвета обитель достигла при святителе Филиппе. Началось строительство монастыря в камне. К этому времени монастырь пережил два больших пожара и отстраивался каждый раз заново. Истории жизни святителя посвящено отдельное помещение в монастыре (подклеть?).
















Удивительно, но в инженерном плане монастырь всегда был передовым и использовал самых лучших техников, инженеров и архитекторов. Потрясает каменная трапезная, построенная при Филиппе. Огромное помещение, состоящее из двух частей, вмещало всех монахов и послушников (примерно 500 человек).





Балки (железо + дерево), которые видно в потолке, первые несколько лет держали кладку пока раствор набирал крепость.





Был на острове и свой кирпичный завод. Кирпичи, которые на нём производились, славились своей крепостью на всю Россию. А для создания крепостной стены использовались не только кирпичи, но и камень, коего в избытке на острове. Кладка очень необычная: снаружи и изнутри - камень, в промежутках между камнями кирпич с раствором, изнутри кирпичная кладка. Ширина стены - 5-7 метров внизу и 3-4 на галереях. Проверено, действительно так. :-)





Утверждается, что по кладке на башнях можно отличить, какую из башен выкладывали первой: технология была ещё не очень наработана и там камни лежат неровно. Но мы не проверяли.Так же в монастыре была оборудована знаменитая и последняя из сохранившихся водяных мельниц. В начале 20-го века для неё было закуплен новое оборудование фирмы Siemens, однако сохранились детали только нашего, более раннего устройства. Для того, чтобы мельцина функционировала (был постоянный уровень воды) и для обеспечения монастыря питьевой водой, на острове была устроена грандиозная система каналов, которая связала практически все (!) озёра острова.









Была у обители и своя кузница.





Животноводство тоже было своё, только зерно завозили с материка. В те времена устав монастыря был жёстче и поэтому ферма и коровники были размещены на соседнем острове - Большая Муксалма. А чтобы сообщение между островами не зависило от капризов природы, была выстроена дамба в 1,5 км (!), по которой можно было дойти до острова в любую погоду (наверное, и доехать тоже, "вживую" мы её не видели). Кроме этого, известны "Филипповские садки" - это специально отгороженный кусок моря, в котором разводили рыбу, чтобы рыба была в любую погоду. На мельнице была устроена целая система просушки привозимого зерна и последующей его подачи на жернова. Хитро организованные воздуховоды печей позволяли высушивать большие объёмы зерна. Так же необычно было организовано и отопление самого монастыря, в том числе - трапезной, в стенах были сделаны воздуховоды, в которые поступал воздух из топящихся печей.





Сейчас монастырь является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно Патриарху, а в самом монастыре Патриарха представляет его наместник. И в настоящее время происходит восстановление и возрождение обители. Сегодняшей жизни монастыря посвящено две стены подобных стендов в специальном зале.





Так монастырь выглядел в 17-м, кажется, веке.





В истории монатыря было два крупных военных эпизода. И оба их я бы не отнесла к "классическим" военным действиям.

Первый эпизод связан с подавлением "ереси". После решения о проведении церковной реформы монастырь стал центром старообрядчества. Присланный в 1668 году стрелецкий отряд начал осаду крепости. Началось "соловецкое сидение". Благодаря поддержке (монастырь тайно снабжали необходимым, стекались сочувствующие, в частности, в 1672 на Соловки бежали казаки из разбитых отрядов Степана Разина) извне оно длилось 8 лет(!!!). И только благодаря предательству одного из монахов крепость пала. Расправа была жесткой - из 500 защитников крепости после её захвата в живых уцелело 60 человек. Из них только 8 были не казнены впоследствии.

Второй эпизод связан с Крымской войной (!). Летом 1854 года в Белом море появилась объединённая англо-французская эскадра, в состав которой входили два пароходо-фрегата - "Бриск" и "Миранда". Англичане захватывали торговые суда, топили их, обстреливали поморские деревни и даже пытались высадить десант на острове Мудьюг, но были отброшены в море русскими солдатами. 6 июля английские суда приблизились к Соловкам. С одного из судов был произведен сигнальный выстрел, что в монастыре было воспринято как начало боевых действий. Завязалась перестрелка, в результате которой пароход "Бриск" получил пробоину. Возмущённые столь дерзким ответом, англичане прислали в обитель ультиматум, требуя сдачи гарнизона, оружия, знамён и провизии. Монахи ответили, что Соловецкий монастырь - мирная обитель и сдавать им нечего. В 8 часов утра 7 июля 1854 года загремели первые выстрелы, обстрел продолжался до 5 часов вечера, по монастырю было выпущено более 2,5 тысяч (!) ядер и прочих снарядов. Однако после окончания обстрела выяснилось, что монастырю не нанесён существенный урон, и никто не только не убит, но даже не ранен. Однако одно из ядер попало в Смоленскую икону Божией Матери, очевидцы утверждали, что именно после этого попадания обстрел прекратился. Спустя почти год это самое ядро было найдено неразорвавшимся в помещении за иконой. Сконфуженные союзники ретировались. А спустя год, в июне 1855 года, вновь подошли к этим берегам. В этот раз они не стали обстреливать обитель, в двух километрах от монастыря к югу между командующим английским флотом и архимандритом Александровм прошли переговоры, во время которых англичане потребовали от монастыря провизию. В этом им было отказано и осенью 1855 года вражеская эскадра покинула акваторию Белого моря. И память об этих переговорах хранит Переговорный камень, который был положен на морском берегу в 1855 году.








В башне:




В начале 20-го века Соловецкий монастырь считается самым знаменитым, богатым и влиятельным монастырём на Севере. В апреле 1920 года он был закрыт. Ценности монастыря были безжалостно собраны и конфискованы, изнутри уцелела лишь одна церковь, в которой устроили музей монастырского быта.





В мае 1920 года был организован трудовой лагерь и совхоз "Соловки". В течение двух лет на монастырских производствах работали около трехсот офицеров белых армий и часть соловецких монахов, не пожелавших покинуть острова. Но производство оказалось нерентабельным, и к 1923 году встал вопрос о закрытии совхоза.

1923 год - год создания С.Л.О.Н.а - Соловецкого Лагеря Особого Назначения. Он существовал на островах до 1937 года, когда превратился в С.Т.О.Н. - Соловецкую Тюрьму Особого Назначения. 29 ноября 1939 года тюрьма была закрыта. Соловки с находящимися на них строениями и подсобных хозяйством были переданы Народному Комиссариату ВМФ СССР. В 1940 года на островах был организован Учебный отряд Северного Флота. А в 1942 году была создана легендарная Соловецкая школа юнг, которая размещалась здесь до октября 1945 года.





В 1967 году был основан Соловецкий государственный музей-заповедник, который сначала был филиалом Архангельского краеведческого музея, а с 1974 года приобрёл самостоятельный статус. Начинаются первые работы по восстановлению и реставрации монастыря.

В 1990 году острова забрали у Северного флота и передали церкви. Именно этот год считается годом возобновления Спасо-Преображенского ставропигиального мужского Соловецкого монастыря. И началась уже новая история - история возрождения обители, которая продолжается и по сей день.













Казематы и лестница памяти об известных узниках соловецкой тюрьмы (в досоветское время).





Заметны следы пристройки, которая впоследствии была, видимо, разрушена.




Галерями соединены отдельные строения монастыря, чтобы было легче перемещаться в непогоду (не забываем, что это север!).





















Рассказав всё, что можно рассказать за три часа о монастыре и его истории, и заметно посадив голос, Настя попрощалась с нами.





На прощание я успела задать ей мучавший меня вопрос: где же находится аптека? И меня направили к розовому зданию недалеко от монастыря.

После экскурсии наш экипаж отправился ещё раз в "Кают-Компанию", потом нашёл аптеку (она оказалась закрытой, работала до 5-ти), а потом параллельно с купанием ребёнка в Святом озере был куплен тазик. Что, конечно, было забавно, но решило некоторые бытовые проблемы с водой.

Вечер был не особенно примечательным, кроме того, что Рома познакомился с мальчиком из соседней группы и они вместе играли. А ещё этим же вечером мы выкинули подобранные запасливым Ромой на вокзале кем-то забытые сигареты (!) - почти полную пачку, а потом пошли искать в этом городке пистолет. Китайская продукция проникла и сюда, и в хозяйственном магазине мы выбрали один из двух имеющихся в наличии. Который стрелял стрелками с присосками-липучками на конце. Жизнь в лагере после покупки этого пистолета фоново стала проходить под девизом "найди стрелку (от пистолета) ребёнку."




фотографии, впечатления, отчёт

Previous post Next post
Up