Поскольку мне неоднократно уже задавали вопросы на эту тему, решила систематизировать свой опыт на эту тему.
Первое и самое главное, на мой взгляд - прикрутить свой перфекционизм. Получить на выходе блокнот, полный идеальных, чистеньких и красивых рисунков - не получится, и с этим стоит смириться сразу. Я не художник-ас, я только учусь, и совершенно нормально, что как минимум половина рисунков будет неудачными, а даже самые удачные - слишком быстрыми, слишко условными, недостаточно детальными.
Второе - нужно обязательно заранее определиться с материалами и привыкнуть к ним. Никаких экспериментов, никаких новинок - все, начиная от карандаша и заканчивая бумагой, должно быть испытанным, привычным и любимым. Рисование в непривычных условиях - и так стресс, не стоит его усугублять.
Поскольку я люблю акварель, то в дорогу брала с собой свой небольшой рабочий набор, составленный методом долгих проб и ошибок. В течении довольно долгого времени я рисовала только им, так что с закрытыми глазами могла попасть в нужный цвет, помнила, что с чем смешать для получения нужного эффекта и какие цветовые сочетания самые удачные. Одна из ошибок, которую я сделала - это буквально накануне заменила одну из кюветок. Лак оранжевый вместо привычного кадмия оранжевого дал довольно внезапные цветовые эффекты, которые сбивали меня с толку.
Водные кисти я, после долгого испытания, все же не взяла. Во-первых, для крупных быстрых заливок они не годятся, даже самыми большими приходится долго возить по бумаге. А во вторых - для мелких деталек они, на мой вкус, недостаточно тонки и слишком влажные.
Поэтому таскала везде широкогорлую пластиковую бутылку из-под сока, наполненную водой. Широкогорлую - чтобы избежать переливания воды в стакан и макать кисть прямо в бутылку.
Кистей, по большому счету, мне нужно две:
-крупная белка для больших заливок (Pinax Poseidon №6) - позволяет сделать фон и крупные объекты буквально в один-два движения
-среднемелкая синтетика с острым кончиком Pinax Hi-tech №6 - для деталей.
Дополнительные, но абсолютно не обязательные кисти, без которых можно обойтись - лайнер для веток и проводов, плоские синтетические разных размеров для окон и более мелкие синтетические для совсем мелкой детальной проработки.
Вообще, акварель - далеко не лучший выбор для быстрых дорожных зарисовок, тк требует много места и дополнительных плясок. Проще было бы взять, например, маркеры, но у меня они не пошли.
Для линейного рисунка я, после долгих колебаний, выбрала черную шариковую ручку. Линер по шершавой акварельной бумаге скользит очень плохо, цепляет неровности бумаги, а мне нужна быстрая легкая линия. Простой карандаш недостаточно ярок и нуждается в постоянной заточке (я маньяк острых карандашей и тонких линий), а механический мне недостаточно удобно "лежит" в руке. Перьевые ручки в качестве основы под акварель не годятся из-за неводостойкости. Ручек я тоже перепробовала много разных производителей, пока не нашла устраивающую меня по скорости, цвету и толщине линии.
Скетчбук, обязательно уже испробованный и испытанный, с акварельной бумагой - теоретически зарисовки такого вида, как у меня, можно делать на почти любой бумаге, но я все же предпочитаю акварельную.
Дополнительные предметы, без которых лично мне трудно обойтись:
- сидушка (у меня складная из икеи, очень удобная) - позволяет сесть для зарисовки почти в любом месте, а не только там, где есть скамейка. Рисовать стоя мне неудобно. А с сидушкой можно, не боясь грязи и холода, сесть хоть на траву, хоть на бордюр, хоть прямо посреди площади)
- зажимы для бумаги - очень выручают в ветреную погоду да и вообще удобнее, когда страницы не переворачиваются спонтанно от любого движения.
-темные очки. Солнце не слепит, глаза меньше устают.
Еще лично для меня большая трудность - определиться с тем, что именноя хочу передать в рисунке, а не просто переносить на бумагу бездумно все, что вижу перед собой.
Вот, например, удачная зарисовка из Петергофа - я сосредоточилась на контрасте яркого светлого домика и предгрозовго неба и темной листвы. Детали не особенно важны, а впечатление передать, мне кажется, удалось.
А вот менее удачная зарисовка - передать все детали в скоростном наброске невозможно, и я в них завязла, переврав при этом пропорции собора. Если бы я изначально сосредоточилась на общем контуре и общем сочетании крупных пятен свет-тень, а детали бы добавила в конце и выборочно - возможно, получилось бы гораздо лучше.
Накануне поездки я много тренировалась - прямо с секундомером, засекая, сколько времени у меня уходит на линейный рисунок, сколько на цвет. И вообще, привыкала к тому, сколько в среднем мне нужно времени на рисунок. Рисуя, легко забыть о времени, и часто получается, что на "пятиминутынй скетч" на самом деле потрачено минут сорок, не меньше. Заодно я выработала удобную мне стратегию, наиболее подходящую для быстрых рисунков.
Вот, например - один из наиболее удачных набросков. План работы - сначала быстрый линейный рисунок ручкой, потом большая заливка крупной кистью с вариациями цвета там, где нужно и крупными деталями по сырому. И в конце - доработка деталей тонкой кисточкой.
Поначалу было очень трудно - я знатный любитель покопаться в мелочах. Но после тренировок удалось привыкнуть выхватывать общее, главное и передавать впечатление буквально несколькими деталями.
Для пояснения стратегии покажу поэтапно один из моих тренировочных рисунков. Знаменитый питерский дом на пяти углах)
Линейный рисунок - полторы минуты. Толкьо общий силуэт и немного крупных деталей.
Общая заливка - две минуты. В оригинале дом серого цвета, поэтому для заливки я смешала кадмий оранжевый и ультрамарин и кое-где варьировала пропорции, чтобы получилось интереснее. По сырому быстренько прошлась той же смесью, но более густо - тени от козырька крыши и стена справа.
И детали по сухому - шесть минут. Смесь красок та же, но чуть больше ультрамарина.
Результат - на все про все чуть меньше десяти минут. Удалось передать впечатление от того, насколько дом узкий и башенкообразный.