Красочные, великолепно оформленные, фабричного производства, разнообразные игры и паззлы, которыми развлекались дети, дамы и господа в 19-ом веке.
Эти игры развивали сообразительность, находчивость, обучали вести себя в компании,
давали возможность приятно провести время и за игрой как бы невзначай узнать новости
и рассказать что-то интересное. Такого роскошного общения наше поколение , к сожалению, лишено...
"Не желает ли сударыня разложить пузеля ?"
Услышав такой вопрос, современные дамы вряд ли вас правильно поймут. А между тем “пузеля” в царской России означали не больше, не меньше как обычные “пазлы”. Настольные игры были популярны в нашей стране не только в двадцатом, но и в девятнадцатом столетии. И ассортимент игрушек был богат и разнообразен. Игры на любой вкус. Многие из этих игрушек пережив три революции и Гражданскую войну, переиздавались уже при Советской власти. Давайте посмотрим, во что играли наши пра-пра-дедушки…
Перед вами как раз игра “пазлы”. Страна производитель - Российская Империя, год 1830, «Жатва». Тогда пазлы назывались «пузелями». ПУзель - пазл, на немецкий манер. И складывали не пазлы, а - пузелЯ!
В СССР пазлы никогда не выпускались...
Игру "Морской бой" знают все. А вот 100 лет назад, в 1910 году играли в «Воздушный бой». Литые фишки, футляр - кожа, дерево и бархат. Сделано основательно!
Волк и Овцы. 1884
Логово Волка расположено в центре поля. Но место для логова санитар леса выбрал, к сожалению, не самое удачное. Вокруг собачьи конуры и сторожки со сторожами. Но есть и овчарни, а там есть вкусные овцы. Задача Волка - съесть всех овец, задача всех остальных - загнать Волка в угол.
Первый из участников играет за Волка, второй - за Сторожей, третий - за Собак, четвертый - за Овец (они стоят на месте, поэтому играть можно и втроем). В начале игры фишки устанавливаются на соответствующие рисунки по углам поля; возможные направления ходов оговорены правилами. Цель игры для Волка - пробраться в овчарни и съесть всех Овец. Если Сторожа и Собаки сумеют его «запереть» и он не сможет делать дальнейших ходов - Волк проигрывает.
"Охота с борзыми". 1890
Один игрок "управляет" двумя лисицами и тремя зайцами, другой - четырьмя борзыми. "Стартовая позиция" борзых расположена у охотничьего домика. Задача зверей - убежать за домик, задача борзых - затравить или двух лисиц или двух зайцев и одну лисицу.
Игра велась при помощи специальных кружков, которые вставлялись в отверстия на игровом поле. А потом, на кружки надавливали деревянной палочкой и они, выскользнув, устремлялись вперед по игровому полю.
А вот несколько "ходилок"-путешествий:
"Путешествие по Николаевской железной дороге". 1857г.
"Путешествие по России". 1885
Цель игры - быстрее других совершить железнодорожное путешествие из Одессы в Москву и обратно. Ехать можно либо через Харьков и Курск, либо через Киев и Смоленск, но, достигнув Москвы одним путем, вернуться в Одессу нужно другим.
Игрок получает локомотив и передвигает его на столько станций, сколько выкинуто очков на кости. Посредством марок (ими служат, к примеру, орехи) игроки покупают себе билеты и оплачивают различные дорожные издержки.
"В Париж на выставку. Новая интересная игра для детей и взрослых". 1900
Игрокам предстоит добраться до столицы Франции, где проводится Всемирная выставка 1900 года.
Число игроков - от двух до шести и более. Игрокам раздается равное количество марок, из которых они платят в кассу за билет и багаж. Каждый участник получает локомотив и, бросая кости и учитывая число выкинутых очков, двигается по плану.
"Новоизобретенная игра Почта или Путешествие в город". 1849
Перед нами «Новъйшая занимательная игра въ гусекъ» 1882 год.
Кто такие гуськи, в которых надо играть? Да кто угодно. Название происходит от слова «гуськом» - идти друг за другом. Игроки перемещаются по игровому полю на то количество номеров, которое выпадет на кубиках.
По правилам, на некоторых номерах игрок или пропускает ход, или возвращается в исходную точку, или платит «игровой» штраф. Побеждает тот, кто первым пришел на поле с номером 36.
«Конекъ Горбунокъ» 1876 год - одна из разновидностей вышеописанных «Гусек». Основное отличие от предыдущей версии - наличие книжки со стихотворными текстами.
Каждому сектору игровому поля соответствует стишок, в котором указаны действия, которые нужно предпринять игроку - переместится на поле с таким-то номером, заплатить в игровую кассу определенную сумму игровых денег и т. д. Одним словом все то же самое, только оформлено по другому.
Игрок бросает кость и по числу выпавших очков передвигает свою фишку. Найдя в прилагающийся книжечке стихи под соответствующим номером, он определяет, что будет делать, например: «Не на небе, - на земле/ Жил старик в одном селе./ <…> Вот на первых на порах / Ты три марки получай, / Во второй квадрат ступай».
«Тотализаторъ или Скачки съ препятствиями» 1877г.
Ипподромы и тотализаторы в конце девятнадцатого столетия пользовались в нашей стране вполне заслуженной популярностью. И производители настольных игр не могли не откликнуться на новую моду.
В этой игре принимают участие шесть человек. Неограниченное число тех, кто не принимает участия в игре, могут делать ставки по всем правилам тотализатора (правда, по правилам ставки делаются игровыми деньгами). Игроки, как всегда, бросают кубики и перемешаются по игровому полю.
В каждом секторе игрового поля с ними происходят игровые события. Например, «лошадь пала от усталости» или «случайно задавил барышню». Игроку, пришедшему до финиша первым, достается вся игровая касса.
«Гонки Велосипедистов».1892г.
Примерно то же самое, что и «Скачки», только речь идет не о скакунах, а о велосипедах.
А это уже советская версия «Скачек», датированная 1928 годом. Сменились только оформление и терминология, правила остались прежними.
А вот самоделка-панорама: 1875г.
Эти две игры созданы по сюжетам Крымской войны:
"Театр военных действий в Крыму или Осада Севастополя в 1854 и 1855 годах". 1855 г.
“Историческая игра Синопское сражение” 1855 г.
"Сад блуждающих размышлений". 1859
Архитектурные конструкторы:
1892 год:
1896 год:
1882 год:
Головоломки из палочек:
1882 год:
1880 год:
Детские кукольные театры:
"Ермак Тимофеевич". 1887
“Русская изба” 1976 год
"Мазепа". 1890-1900-е
“Клоуны. Игра съ шариками” 1898г.
"Догонишь - с места сгонишь": 1902
Та же самая игра "Догонишь - с места сгонишь" выпущенная в СССР в 1928 году.
«По натянутому канату»
Еврей», - эта игра печаталась в журнале «Трамвай» примерно в 1990 году. Для игры необходимо два шестигранных кубика.
“Комическая скачка с препятствiями” 1877 год
“Тиръ - стрельба въ цель съ превращениемъ картинъ”
“Игра крокетъ” 1879 год:
“Мыльные пузыри” 1888 год:
Как видите, нашим пра-пра дедушкам и бабушкам было чем занять себя в свободное время. Не говоря уж о других видах развлечений. Не имея телевизоров, планшетов и компьютеров, они ни капельки не скучали…
http://storyfiles.blogspot.com/2014/03/blog-post_5.html