Накануне празднования Навруза в Узбекистане, в Конгресс США выдвинули два важнейших закона:
1. Лишить Китай статуса государства с постоянным режимом наиболее благоприятствуемых нации (НБН) торговых преференций при условии одобрения президентом. Особый торговый статус, который Китай будет запрашивать ежегодно, позволит Пекину получить равный режим с любой другой страной со статусом НБН, с которой торгуют США. Китай имеет более постоянные отношения свободной торговли с 2001 года,
2. Прекращение применения поправки Джексона-Вэника в отношении Узбекистана. По информации посольства Узбекистана в США, во внесенном законопроекте содержится предложение - предоставить «режим нормальных торговых отношений» применительно к произведенным в Узбекистане товарам.
Фактически, Узбекистан может получить все преимущества в торговле с США, которые имеет в настоящее время Китай.
С момента коллапса СССР прошло 30 лет. Массовый отток русскоязычного населения из Узбекистана начался уже в конце 1980-х гг. После обретения Узбекистаном независимости и денежных реформ произошли существенные экономические изменения: развалена советская промышленность, разрушены многие промышленные предприятия. Узбекистан все эти три десятилетия оставался закрытой страной даже для "Орла и Решки", с драконовским пропускным режимом даже для своих граждан, туризм существовал только в зародыше. Дееспособное население покинуло страну практически в полном составе. Несмотря на наличие некоторой информации в интернете о положении дел в Узбекистане, что там на самом деле творилось, неизвестно. Как случилось так, что в одной из самых закрытых бывших советских республик почти весь бизнес перешёл под контроль иностранного капитала?
По данным Госкомстата, на 1 февраля 2020 года количество предприятий с участием иностранного капитала составило 11 тысяч. В сообщении подчеркнуто, что 10,6 тысяч предприятий, или 96,1 %, являются действующими. Этот показатель, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился на 3 тысячи, или на 37 %. В январе 2020 года в республике было создано 255 предприятий с участием иностранного капитала. Как следует из обнародованной информации, основная часть таких предприятий принадлежит Российской Федерации (1864), Турецкой Республике (1690), Китайской Народной Республике (1306), Казахстану (827) и Корее (824) и Республике Казахстан (766).
Положение на 1 февраля 2020 года (до пандемии) сильно отличается от сегодняшнего. Все или практически все предприятия, которые принадлежали РФ, Турции, Китаю, Казахстану , Киргизии и т.д., перешли под контроль американских центробанков. Зачем в таком случае продолжать гнобить Узбекистан, если вся собственность с потрохами в этой "независимой" республике отошла Казначейству США? Поэтому логично отменить существующие торговые препоны, предоставить наиболее благоприятный режим и доступ к технологиям на благо народов Узбекистана и США. Остаётся пожелать, чтобы законопроект о прекращение применения поправки Джексона-Вэника в отношении Узбекистана побыстрее прошёл необходимые бюрократические процедуры и был подписан президентом США.
***
На рассмотрение комитетов Палаты представителей США впервые внесли законопроект о прекращении применения поправки Джексона-Вэника в отношении Узбекистана. Это сделали сопредседатель и член «Кокуса по Узбекистану» конгрессмены Трент Келли и Дон Бэкон, сообщает информагентство «Дунё» (кокусы представляют собой членские организации, объединяющие конгрессменов для решения каких-либо законодательных вопросов без лишних бюрократических процедур - прим. ред.).
Конгрессмены считают, что данная поправка не соответствует современным реалиям и не должна применяться к странам региона. В ходе слушаний они особо подчеркнули необходимость принятия дополнительных мер по укреплению узбекско-американского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, назвав поправку «Джексона-Вэника» искусственным барьером, который нужно снять.
По информации посольства Узбекистана в США, во внесенном законопроекте содержится предложение - предоставить «режим нормальных торговых отношений» применительно к произведенным в Узбекистане товарам. Сопредседатель «Кокуса по Узбекистану» Трент Келли отметил, что республика добилась значительных успехов в демократических реформах и выполнении требований, отраженных в поправке «Джексона-Вэника». Кроме того, по его оценкам, США и Узбекистан значительно расширили двустороннее стратегическое и экономическое партнерство и стремятся к его дальнейшему углублению.
В свою очередь, конгрессмен Дон Бэкон подчеркнул, что в условиях, когда Узбекистан подал заявку на вступление во Всемирную торговую организацию, сохранение действия поправки недопустимо, учитывая, что ее положения и предоставляемый в рамках ВТО торговый режим противоречат друг другу.
В случае, если комитет одобрит предложенный Келли и Бэконом законопроект (его внесли на рассмотрение комитетов Палаты представителей США по иностранным делам и по путям и средствам), он будет направлен в Сенат для утверждения. Далее его внесут в Белый дом для подписания президентом США Джозефом Байденом.
Поправка Джексона-Вэника - юридические положения, внесенные в 1974 году конгрессменами Г.Джексоном и Ч.Вэником в «Закон о торговле 1974 года». Поправка была принята с целью введения торговых и финансовых ограничений в отношении государств, проводивших политику ограничения свободной эмиграции и нарушающих другие права человека.
После распада СССР действие поправки автоматически распространилось на все страны СНГ, включая Узбекистан. Поправка предусматривает применение дискриминационных тарифов и сборов в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, а также запрет на предоставление государственных кредитов и кредитных гарантий.
В отношении Узбекистана сейчас применяется временное освобождение (waiver) из-под действия поправки, которое подлежит ежегодному пересмотру в ходе слушаний в Конгрессе США.
Источники:
fergana.agency
GOP senators introduce bill to push tougher trade stance on China Число предприятий с иностранным капиталом в Узбекистане достигло 11 тысяч