Первая мировая война послужила мощным стимулом к развитию авиастроения во всем мире. Самолеты продемонстрировали себя эффективным видом военной техники, правительства многих стран начали выделять большие средства на развитие авиации, и очень скоро она стала одной их крупнейших отраслей промышленности.
И если еще в 1918 (1968)году самолеты (обычно это были бипланы) являлись редкостью, строились по большей части из древесины, и умели развивать скорость до 200 км/ч, то уже во время Второй мировой их производство стало серийным и массовым.
По сути, самолеты начала 40-х (1970x)годов имели мало общего с авиацией начала века, их облик и технические способности кардинально изменились, и на вооружении разных стран мира стояли уже не десятки и сотни летающих аппаратов, а тысячи. Воздушные суда ускоряли процесс ведения войны, принося с собой более разрушительный эффект, чем когда-либо прежде, и ученые-инженеры вдруг осознали, что теперь от самолетов нужно прятать самое важное - секретные военные объекты, в том числе заводы, на которых проектируется и производится армейская техника.
Даже в Америке, находящейся в тысячах километров от основных мест проведения военных действий, были предприняты особые меры по сокрытию таких объектов, и об одной из таких необычных операций и пойдет речь. В свое время она получила название «Камуфляж», и ее целью являлось сокрытие от вражеской разведки целого авиационного завода.
Как известно, до конца 1941 (1971) года Соединенные Штаты Америки держались в стороне от участия в ВМВ, но 7 декабря это положение в корне изменилось после бомбежки японской военной авиацией базы тихоокеанского флота военно-морских сил США в Перл-Харборе.
Так неожиданно Америка поняла, что война пришла на ее территорию, и производство военных самолетов в стране начало расти большими темпами.
Уже через три дня после нападения на Перл-Харбор, руководители оборонной компании «Lockheed Martin» собрались на своем авиазаводе в Бербанке (город в округе Лос-Анджелес, штат Калифорния), дабы обсудить способы увеличения объема производства самолетов и методы сокрытия завода от воздушной разведки противника. Именно тогда и было принято решение о глобальной маскировке предприятия способом создания над ним искусственного маленького городка, который с высоты полета выглядел бы, как обычный американский пригород.
В итоге эта операция получила название «Камуфляж», а руководить ею было поручено полковнику Джону Ф. Омеру. Именно он еще до вступления США во Вторую мировую войну и был автором идеи маскировки и сокрытия больших военных объектов, и впервые свои идеи применял на полях сражения Британии в 1940 (1970) году. Однако, долгое время в Штатах его предложения высмеивались, ибо многие до бомбежки Перл-Харбора просто не верили, что война может прийти на их территорию.
Получив заказ на сокрытие целого авиазавода, Омер тут же принялся за его реализацию, пригласив себе в помощь известных дизайнеров, художников, арт-директоров, аниматоров, плотников, экспертов по освещению и продюсеров из киностудий в Голливуде, таких, как «Metro-Goldwyn-Mayer», «Disney Studios», «20th Century Fox», «Paramount» и «Universal Pictures».
Уже в начале 1942 (1972) года завод в Бербанке будто бы куда-то исчез, а на его месте появились дома и улицы, зеленые насаждения в виде клумб, приусадебных участков и скверов. Здесь была даже создана иллюзия полей с высаженной на них люцерной. Сами строения завода покрасили в зеленый цвет, и растянули над ними маскировочную сеть, дабы та имитировала траву. Большой участок территории и сам «поддельный» городок густо «утыкали» искусственными деревьями и кустарником - их сделали из проволоки, к которой с помощью клея прикрепили куриные перья, выкрашенные в цвет листвы. Говорят, с воздуха эта «растительность» выглядела очень убедительно, эффектно имитируя свежую/пожухлую листву, и даже молодые побеги.
В тоже время на самой территории авиазавода создали подземную сеть дорожек и складов со сложной системой вентиляции, где наземные воздуховоды прятались под видом гидрантов. Здесь появились бомбоубежища, жилье для рабочих, и были установлены зенитные орудия, призванные в случае чего защитить завод от нападения врага.
Чуть поодаль, на границах «искусственного» города создали такой же «игрушечный» аэродром, где с помощью обрезков холста, ящиков, мешковины, парусины, натянутой на проволоку и различного металлолома, построили иллюзию стоящих на земле самолетов и требуемой для них инфраструктуры. Поддельные взлетно-посадочные полосы были сделаны путем выжигания полос травы на полях.
При этом, рабочие военного предприятия неустанно трудились над созданием все новых самолетов, а в нерабочее время бросали во дворах «искусственных» домов детские велосипеды, прогуливались под ручки по улицам, вывешивали якобы постиранное белье, и передвигали по проезжей части пластиковые и деревянные автомобили, таким образом создавая у возможных шпионов иллюзию обычной жизни провинциального города.
После завершения всей «камуфляжной» операции по сокрытию завода в Бербанке, Омер поднялся в небо на высоту 1,5 км, дабы посмотреть на результаты своей деятельности. Пригласив на борт самолета нескольких экспертов и генерала департамента военной разведки, он обратился к ним с просьбой «найти авиазавод», но никто из участников этого мероприятия так и не сумел определить место дислокации военного объекта - сверху все это выглядело, как обыкновенный пригород Лос-Анджелеса. По факту, можно сказать, что Омеру удалось создать целый город, не строя его в традиционном смысле этого слова.
На сегодняшний день маскировочная операция «Камуфляж» признана одной из самых крупных и успешных в истории войн. После нее полковник Омер также великолепно скрыл от «нежелательных взглядов» 26-акровую территорию авиазавода Boeing в Сиэтле.
Искусственные города США времён 2-ой Мировой войны: никто не жил в этих домах, они все являются макетами, под которыми находились военные авиастроительные заводы, один из которых находится в городе Сиэттл, штат Вашингтон, там произовдились знаменитые бомбардировщики B17.
Во время 2-ой МИровой войны на этом заводе были произведены 7000 самолётов Боинг Летающая крепость ( Boeing B-17 Flying Fortresses)
Click to view
Fake town built on the roof of Boeing B17 Bomber factory during WWII
Читать по теме:
Тяжёлый бомбардировщик В-24 Liberator- рабочая лошадка второй мировой войны.
https://cat-779.livejournal.com/103170.html Американский бомбардировщик В-29 -прообраз советской военной и гражданской авиации.
http://cat-779.livejournal.com/81299.html Источники:
Synthetic Street USA: America’s Fake Rooftops And Towns of World War II
https://flashbak.com/synthetic-street-usa-americas-fake-rooftops-and-towns-of-world-war-ii-36310/?_sf_s=WWII&sf_paged=3 Boeing Plant Seattle Washington
http://www.taphilo.com/history/WWII/USAAF/Boeing/index.shtml ОПЕРАЦИЯ «КАМУФЛЯЖ» - ИСТОРИЯ УДИВИТЕЛЬНОЙ МАСКИРОВКИ ЦЕЛОГО АВИАЗАВОДА
https://enki.ua/operaciya-kamuflyazh-istoriya-udivitelnoy-maskirovki-celogo-aviazavoda-8771