Мамаша Мандельбаум - «крестная мать» воров Нью-Йорка.

Jun 25, 2017 23:32

Как еврейская эмигрантка из Пруссии организовала криминальную сеть в Нью-Йорке.

В 1850 году 23-летняя Фредерика Мандельбаум вместе с мужем на корабле прибыла в Нью-Йорк. Дома в Пруссии они занимались перепродажей старых вещей - проще говоря, были старьевщиками, и решили продолжить дело на новой земле. Мандельбаумы осели в Бруклине и принялись скупать и перепродавать местный секонд-хенд самого низкого качества. Бизнес шел вяло, супруги долго оставались беднее крыс, снимали угол в нищей квартирке и вообще едва сводили концы с концами. У четы вряд ли получилось бы вырваться из бесконечной бедности, если бы Фредерика не была Фредерикой.



Фото: Политическая карикатура с изображением Мандельбаум / Бибилиотека Конгресса


В 1857 году случился первый мировой экономический кризис, и финансовая система Нью-Йорка, как и всех крупных городов, рухнула. На улицах появилось еще больше нищих, никакой работы не было. Перспектив тоже. Фредерике пришлось спасать свою семью от голода, и делала она это как умела.

Еще во времена работы старьевщиками, Мандельбаумы часто сталкивались с мелкими воришками и уличными пройдохами, которые накануне по случаю стянули какую-то мелочь и теперь не знали, как ее сбыть. Им на помощь приходила Фредерика - сначала от случая к случаю, а потом и на постоянной основе.

Мандельбаум организовала целую систему, которая позволяла нью-йоркским ворам еще быстрее и безопаснее прокручивать свои темные дела. Марм - «мамаша» - Мандельбаум учила новичков мастерству «быстрого отъема имущества», и среди ее «студентов» было много детей. С ее легкой руки они становились ловкими карманниками и квартирными ворами.

Фредерика перепродавала все, что ей приносили, и со временем стала одной из самых известных хозяек притонов в Нью-Йорке. К 1865 году ее бизнес стал настолько успешным, что Мандельбаумы выкупили целый магазин, в котором хранили и продавали краденое. Там мамаша Мандельбаум сбывала добычу воров, не забыв поднять цену в несколько раз.

Империя Мандельбаум росла как на дрожжах. Со временем Фредерика стала финансировать крупные преступления, включая ограбление банков, шантаж известных особ, крупные кражи и другие грязные мероприятия, которые сулили крупный куш. Часть этой прибыли отходила мамаше.

И хотя Фредерика сделала своего мужа главой этого бизнеса, это было лишь номинально. В реальности всем заправляла именно она, потому что характера для таких дел у него не хватало. Даже бывший глава полиции Нью-Йорка, Джордж Воллинг, называл Фредерику «замечательным человеком, настолько же увлеченным своим бизнесом, как любой биржевой брокер на Уолл-Стрит».

Бизнес рос, и имя Фредерики знали в любом пабе в любом баре и синагоге. Она подружилась со всеми политиками в городе, и помимо связей в политических кругах, эта мадам умудрилась обеспечить себе огромное влияние внутри еврейской общины.

Но в основном все ее друзья были гораздо менее уважаемыми личностями. Она сумела построить криминальную сеть, о которой Тони Сопрано мог бы только мечтать.

Фредерика часто говорила, что женщины попусту гнут спину за стиркой-уборкой-готовкой, вместо того чтобы делать настоящие дела. Она учила не слишком обеспеченных дам разного возраста воровать и шантажировать, и делала это отменно - ее школа на улице Гранд-Стрит регулярно выпускала новые кадры.

Среди учениц Фредерики были и собственные дочери. Она считала, что таким образом дает своим девочкам ключ к обеспеченной жизни - два-три тяжелых кармана в день или один-другой облапошенный толстосум в месяц вполне могли их прокормить.

Фредерика отличалась большой щедростью - она всегда платила штрафы за своих подопечных и нередко вытаскивала их из лап полиции, а если не удавалось и дело доходило до суда, благородно выплачивала судовые издержки.

Криминальная империя, которую построила Фредерика, не могла вечно оставаться незамеченной для полиции. 16 сентября 1884 года New York Times написали об аресте «мадам Фредерики Мандельбаум, известной содержательницы притона» - ее бизнес накрыли по наводке детектива из агентства Пинкертона, который внедрился в сеть Фредерики под прикрытием.

Полицейские обнаружили ее склады с крадеными вещами, среди которых было множество драгоценностей, антикварных редкостей и изделий из ценных металлов. Масштабы воровства были колоссальные, и было ясно, что даже ее солидных капиталов не хватит на то, чтобы откупиться от правосудия.

Но Фредерика в тюрьму не собиралась. 5 декабря 1884 года она бежала в Канаду. Остаток жизни она провела обеспечено - миллион долларов и солидная кучка алмазов не позволяли мамаше Мандельбаум печалиться. Но многие знакомые рассказывали, что до последнего дня своей жизни она искренне тосковала по Нью-Йорку.

Легендарная мамаша Мандельбаум умерла в феврале 1894 года. Перед смертью Фредерика завещала перевести ее прах в любимый Нью-Йорк и похоронить на кладбище в Квинсе. Она ушла в вечность, но ученики продолжили ее дело: говорят, даже на похоронах Фредерики нескольких людей обчистили карманники.

Ганна РУДЕНКО, Jewishnews.com.ua

евреи, преступность, США

Previous post Next post
Up