Француз Теофиль Готье в 1859-60 годах совершил путешествие по России. Первым его местом пребывания стал Петербург. Он описывает этот город как типично-европейский, в том числе высший свет,
который говорил и мыслил по-немецки и по-французски. Даже кухня в Питере того времени - французская, в которую примешивалось немного русского: квас, рябчики, щи (с черносливом). Лишь в одном Петербург сильно отличался от Европы: жилища русских были полны комнатных растений, напоминая оранжереи.
В этой книге была написана ПРАВДА о России середины 19-го века.
Но уже в 20-ом веке над книгой хорошо поработали члены союза писателей СССР,
которые сфальфицировали реальные события согласно требованиям правящей элиты.
Зачем рассказывать читателям о том, что в середине 19-го века в России был тёплый
тропический климат, произрастали виноград, ананасы, пальмы, цвела пышная растительность,
в реках и морях водились в изобилии разные виды рыбы, креветки, устрицы, крабы,
о том , что народ жил богато до начала Гражданской войны, которая началась во 2-ой половине
19-го века? Эта война превратила Россию из богатой изобильной страны в пустыню,
сохранились лишь малые островки былого благополучия и напоминания об ушедшей цивилизации,
такие, как Санкт Петербург. Не было тогда ни русских, ни русского языка, ни императоров Александра и Николая,
не было ни крепостного права и его отмены.
Не было ни солёных огурцов, ни квашеной капусты, ни щей-было вдоволь свежих овощей круглый год, засолкой и заготовкой впрок было незачем заниматься.
Поэтому и не было почти ничего русского в той России середины 19-го века, и называлась ли эта территория Россией-большой вопрос.
Француз Теофиль Готье описывает верхушку Петербурга 1859 года как европейскую, в которой почти ничего русского нет.
В салонах говорят на чистом немецком и французском. Публика живо обсуждает французские, английские и немецкие новинки книг - об обсуждении русских книг он ничего не слышал. Театральные постановки в Петербурге идут на французском и немецком языках - и полный зал всё понимает без перевода (гастроли дают европейские труппы). Готье попадает на бал к Александру II. Царю прислуживают рослые негры, вокруг него немецкая знать. Александр II подходит то к одной группе знати, то к другой - и говорит с ними или на немецком, или на французском. Потом Готье садится на поезд и едет в Москву. Вокруг него на всём протяжении пути - снежная пустыня, без городов, одни только крестьянские хижины. Приезжает в Москву - и тут уже начинается русский мир: мир купцов и богомольцев.
Путевые заметки о России Готье назвал, не мудрствуя: «Путешествие в России». Мы приводим его впечатления о комнатных растениях в Петербурге и о местной кухне, в которой только-только начинали появляться «русские мотивы».
Цветы -дети русской жизни
«Цветы - вот поистине русская роскошь! Дома полны ими. Цветы встречают вас у двери и поднимаются с вами по лестнице. Исландский плющ вьётся по перилам, жардиньерки стоят на лестничных площадках напротив банкеток. В амбразуре окон виднеются банановые пальмы с широкими шелковистыми листьями, магнолии и древовидные камелии своими цветами касаются позолоченных завитков карнизов, орхидеи бабочками летают вокруг лепных плафонов, у хрустальных, фарфоровых или из обожженной глины люстр изящной и очень любопытной отделки. Из японских или богемского стекла вазонов посреди столов или по углам буфетов растут экзотические цветы. Они живут здесь как в теплице, да и действительно все эти русские квартиры - это теплицы. На улице вы чувствуете себя как на Северном полюсе, а в домах вы как будто в тропиках.
Наверное, при помощи такого изобилия зелени глаз стремится отдохнуть, утешить себя от неизменной зимней белизны. Желание увидеть что-нибудь не белого цвета должно быть вроде болезненной ностальгии в этой стране, где снег покрывает землю более чем на половину года. Нет даже удовольствия видеть зелёные крыши, так как и они только весной меняют свои белые рубахи. Если бы не старались здесь квартиры превратить в сады, зимой можно было бы подумать, что зелёный цвет навсегда исчез из природы.
Французская еда на русский лад
Перед тем как сесть за стол, гости подходят к круглому столику, где расставлены икра, филе селёдки пряного посола, анчоусы, сыр, оливы, кружочки колбасы, гамбургская копчёная говядина и другие закуски, которые едят на кусочках хлеба, чтобы разгорелся аппетит. «Ланчен» совершается стоя и сопровождается вермутом, мадерой, данцигской водкой, коньяком и тминной настойкой вроде анисовой водки, напоминающей «раки» Константинополя и греческих островов. Неосторожные или стеснительные путешественники не умеют противиться вежливым настояниям хозяев и принимаются пробовать всё, что стоит на столе, забывая, что это лишь пролог пьесы, и в результате сытыми садятся за настоящий обед.
Во всех таких домах едят на французский манер, однако национальный вкус обнаруживается в некоторых характерных дополнениях. Так, вместе с белым хлебом подают ломтик чёрного ржаного хлеба, который русские гости едят с видимым удовольствием. Они также находят очень вкусными солёные огурцы, которые сначала мне не показались приятными на вкус. Посреди обеда, после того как выпиты соки бордосских урожаев и шампанское «Вдова Клико», пьют портер, эль и особенно квас - напиток вроде нашего пива, который делается из проброженных корок чёрного хлеба. К его вкусу нужно привыкнуть, и иностранцам он не покажется достойным великолепных богемских бокалов или серебряных чеканных чарок, в которых обычно пенится этот коричневый напиток. Между тем после нескольких месяцев пребывания в России в конце концов привыкаешь к огурцам, квасу и щам - национальной русской кухне, которая начинает вам нравиться.
Щи - это мясное блюдо, приготовленное в горшке на огне. В него входят: баранья грудинка, укроп, лук, морковь, капуста, ячневая крупа и чернослив! Это довольно странное сочетание ингредиентов вместе создает своеобразный вкус, к которому быстро привыкаешь, особенно если тяга к путешествиям сделала из вас космополита в отношении кухни и подготовила ваши органы вкуса к любым самым неожиданным ощущениям. Другой довольно распространенный суп - это суп с клецками: в бульон, когда он кипит, бросают, капля за каплей, тесто, растертое с яйцом и пряностями. Кусочки теста, схваченные кипятком, так и варятся круглыми или овальными, примерно как яйца в мешочек в нашем парижском бульоне. Со щами подают булочки.
Все, кто прочитал «Монте-Кристо», помнят об обеде, когда за столом у бывшего узника замка Иф, как бы творящего чудеса при помощи золотой волшебной палочки, подают волжскую стерлядь. Вне России, даже на самых изысканных столах, это неизвестный гастрономический феномен. И надо сказать, стерлядь заслуживает своей репутации: это отменная рыба с белым и нежным, может быть, немного жирным мясом, по вкусу напоминающая нечто среднее между корюшкой и миногой. Стерлядь может быть большого размера, но рыбы среднего размера - самые лучшие. Во Франции я жалею об этой утрате, ибо блюдо из стерляди достойно самых тонких гурманов. Один кусочек волжской стерлядки на изящной вилочке стоит путешествия.
Часто на русских столах появляются рябчики, их мясо пропитано запахом можжевеловых ягод, которыми эти птицы питаются. Они распространяют скипидарный дух, поначалу ударяющий вам в нос. Подают здесь и огромных тетеревов. Знаменитая медвежья ветчина иногда заменяет здесь йоркскую ветчину, а лосиное филе - вульгарный ростбиф. Это всё блюда, не существующие в западных меню.
Каждый народ, даже когда его захватывает единообразие цивилизованного мира, сохраняет свой особый вкус, и несколько блюд, пахнущих его родной почвой, преобладают в его рационе, несмотря на то, что иностранцы с трудом понимают, что у них приятный вкус. Так, холодный суп, где в ароматизированном бульоне с уксусом и сахаром плавают одновременно кусочки рыбы и льда, удивит самое экзотическое нёбо. Впрочем, этот суп подается только летом, говорят, что он освежает, и русские его очень любят.
Так как большая часть овощей поступает из теплиц, их зрелость не имеет определённого, связанного с сезоном периода, и первые овощи не обязательно бывают только весной: зелёный горошек едят в Санкт-Петербурге свежим во все месяцы года. Спаржа не знает зимы. Она большая, нежная, водянистая и совсем белая, на ней никогда нет зеленого пятна, которое всегда бывает у нас, и её можно есть с любого конца. В Англии едят котлеты из сёмги, в России - куриные котлеты. Это блюдо стало модным с тех пор, как император Николай попробовал его на постоялом дворе близ Торжка и нашёл вкусным. Рецепт куриных котлет был дан хозяйке постоялого двора одним несчастным французом, который не мог иначе заплатить за приют и таким образом помог этой женщине составить целое состояние. Куриные котлеты действительно вкуснейшее блюдо! Назову ещё пожарские котлеты, которые с честью могут значиться в меню любых ресторанов.
Я рассказал только об особых различиях в нашей и русской еде. Но в здешних домах великих мира сего кухня - французская и повара - французы. Франция поставляет миру поваров!
Большой редкостью в Санкт-Петербурге считаются свежие устрицы. Их привозят издалека; летом они портятся от жары, зимой замерзают, поэтому иногда за них платят по рублю за штуку. К тому же устрицы, купленные по такой дорогой цене, редко бывают хорошими.
К десерту всегда подают корзину фруктов: апельсины, ананасы, виноград, груши, яблоки выстраиваются на столах красивыми пирамидами. Виноград обычно прибывает из Португалии, а иногда он наливается соком до цвета светлого янтаря в лучах калориферов на занесенной снегом земле хозяина дома. В январе я ел в Санкт-Петербурге землянику, которая краснела среди зеленых листьев в горшке с землёй. Северные народы до страсти любят фрукты. Они за большие деньги покупают их за границей или наперекор бунтующей природе северного климата выращивают их, умеют придать им роскошный вид, но вкус и запах у тепличных фруктов в значительной мере теряются: как бы хорошо ни была натоплена печь, она не заменит солнца.
Миски с фруктами, широкие вазы перемежаются с корзинами цветов, и часто букетики фиалок окружают вазы с нугой, конфетами и печеньем. Хозяйка дома грациозно раздает эти букетики гостям.
Разговор постоянно поддерживается на французском языке, особенно если в доме есть гость-иностранец. В определенной среде все очень легко говорят на нашем языке, вставляя в свою речь словечки современного разговорного языка, модные выражения, как если бы они его изучали на Итальянском бульваре. Здесь поняли бы даже французский Дювера и Лозанна, такой специфический, такой глубоко парижский, что многие наши провинциалы понимают его с трудом».
Пьер Жюль Теофи́ль Готье́ (фр. Pierre Jules Théophile Gautier; 31 августа 1811, Тарб - 23 октября 1872, Нёйи близ Парижа) - французский поэт и критик романтической школы.
Россия в книге Т. Готье «Путешествие в Россию»
file:///C:/Users/Essential%20Coverages/Downloads/rossiya-v-knige-t-gotie-puteshestvie-v-rossiyu.pdf
Основным побудительным мотивом путе>
шествия в Россию известного француз>
ского писателя и журналиста, замечательно>
го поэта Теофиля Готье (1811-1872) было
желание поправить свое материальное поло>
жение. В Россию он поехал, так как нуждал>
ся в деньгах и рассчитывал получить их за
свои путевые заметки, которые он хотел со>
проводить большим альбомом фотографий.
Однако проект не состоялся: Александр II
отказался субсидировать издание. Тогда Го>
тье решил собрать свои записи и заметки
в одну книгу, предварительно пообещав ре>
портажи из России газете «Монитёр», где
«Путешествие в Россию» («Voyage en Rus>
sie») и печаталось до того, как выйти в 1867 г.
отдельным двухтомным изданием в париж>
ском издательстве «Шарпантье».
В Россию Готье приезжал дважды: пер>
вый его визит продлился с октября 1858 г. по
март 1859 г., затем он вернулся во Францию
и в августе 1861 г. снова прибыл в Москву,
откуда совершил путешествие в Нижний
Новгород на знаменитую Нижегородскую
ярмарку. В 1859 г. были опубликованы три
раздела из предполагаемого искусствоведче>
ского труда: «Исаакиевский собор», «Царскосельский дворец» и «Арсенал в Царском
Селе», однако в «Путешествие по России»
в виде отдельной главы вошел только «Исаа>
киевский собор».
Французскому путешественнику повезло,
ибо после скандальной книги маркиза де Кю>
стина «Россия в 1839» (1843) путь для мно>
гих иностранцев в Россию был закрыт. Готье
порекомендовала князю Кушелеву>Безбо>
родко приятельница Ш. Бодлера мадам Са>
батье, уверяя, что француз, задумавший со>
брать материал для серии альбомов «Худо>
жественные сокровища древней и новой
России», может представить нашу страну
французскому читателю в выгодном свете.
Путевые заметки разделены на две нерав>
ные части: первая часть - «Зима в России»,
вторая - «Лето в России». Такая «сезон>
ная» хронология конструирует (в самом об>
щем виде) рассказ Готье о его поездке по
России. При этом в оригинале описанию
зимней России отведено существенно боль>
ше места, чем рассказу о России летней (из
693 страниц 604 занимает часть «Зима в Рос>
сии»), и это не случайно. Зима, холод, мороз,
снег - это все важнейшие образные кон>
станты в том образе России, который создает Готье.
Однако оговоримся сразу, что эти
константы у автора «Путешествия» не имеют
отрицательных коннотаций. Россия вовсе не
предстает в повествовании французского пи>
сателя как царство тьмы, мрака, лютого моро>
за, имплицитно соотносимых с устойчивым
мифом, существовавшим в то время в запад>
ном сознании о российском варварстве.
Доминирование зимней семантики в обра>
зе России у Готье и в структуре его книги от>
части объяснил сам автор. Он признавался:
«Я питаю к снегу особое пристрастие, и ни>
что мне так не нравится, как эта ледяная ри>
совая пудра, от которой светлеет темный
лик земли. Эта нетронутая, девственная бе>
лизна, усыпанная, как паросский мрамор,
сияющими блестками, мне нравится более,
нежели богатейшая иной раз игра красок»
(Готье, 1988: 338; ср. стихотворение Готье
«Симфония ярко>белого»: Готье, 1989: 59).
В путевых записках
Готье читатель не найдет ни политики, ни
оценок деятельности российских властей, ни
упоминаний об отмене крепостного права,
хотя его второе путешествие пришлось на этот
поворотный для россиян исторический период.
Характерная черта поэтики Готье - бога>
тая и выразительная колористическая гам>
ма. Первое, что он замечает в Петербурге, -
разноцветные купола церквей. «Золотой ку>
пол, зеленый купол - с первого знакомства
Россия представала передо мною в своем ха>
рактерном колорите» (Готье, 1988: 22). Ку>
пола санкт>петербургских церквей и собо>
ров подобны «изумительной диадеме, которую когда-либо мог нести город на своем че>
ле» (Готье, 1988: 26).
Далее взгляд художни>
ка фиксирует «аметистовые тона», в кото>
рые окрашен Санкт>Петербург. Летнее небо
на заходе солнца расцвечивают «бесконеч>
ные оттенки оранжевого, лимонного цветов,
отсветы хризопраза...» (Готье, 1988: 378).
В костюме простого русского мужика взгляд
Готье фиксирует розовую рубаху, штаны из
синей материи. Что бы ни описывал Готье,
он неизменно внимателен к цвету.
Готье в своем подходе к описанию явле>
ний российской жизни демонстрирует
прежде всего эстетический подход: речь
о том угле зрения, который устанавливает
путешественник в своем рассказе о России,
о самой повествовательной манере писателя,
о созданном им образе рассказчика. Умный,
наблюдательный и доброжелательный по
отношению к России, но несколько отстра>
ненный наблюдатель, которого Россия инте>
ресует как нечто новое, диковинное, экзоти>
ческое и дающее пищу для новых эстетиче>
ских впечатлений и ощущений, этакий воя>
жер>дилетант, в том смысле, которое это
слово приобретет в конце XIX в., - человек
с тонким художественным вкусом и эстети>
ческой восприимчивостью, живо откликаю>
щийся на новые впечатления и готовый нахо>
дить красоту и наслаждаться ею в самых
разных ее проявлениях, - таким предстает
рассказчик в «Путешествии в Россию».
Читать онлайн "Путешествие в Россию" автора Готье Теофиль.
http://www.rulit.me/books/puteshestvie-v-rossiyu-read-48965-1.html Читать по теме:
Как семейство Гончаровых в своём поместье выращивало ананасы до планетарного изменения климата
http://cat-779.livejournal.com/131773.html Евреи в СССР придумали для русских национальную традиционную кухню-щи, борщи и чёрный хлеб.
http://cat-779.livejournal.com/187435.html Источник:
http://ttolk.ru/2017/04/03/%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D1%85%D0%BD%D1%8F-%D1%81-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BC/