Заметка № 15. Сальса - Hecho / "Действие“. Бачата - Базовый Шаг и Поворот
Доброго времени суток, Дорогие Френды! Я в прошлый раз рассказал про один интересный шаг
Заметка № 14. Сальса - Шагаем "квадратом" Сегодня я продолжу свою серию заметок о сальсе рассказом о новом элементе стиля Касино под названием Hecho (звучит, как “эчо”). Значений у этого слова в переводе с испанского на русский несколько, и я, к сожалению, не могу сказать с уверенностью, какое из них имеется в виду испаноговорящими сальсерос. Тем не менее, я выбрал для себя одно из значений, которое, вполне может оказаться верным, а именно: "Действие" -)
Hecho, как нам на занятиях сказали Оля с Димой (наши преподаватели), является, наряду с Enchufla и Dile Que No, еще одним базовым элементом в сальсе в стиле Касино, к которому будут позже добавляться различные вариации по мере движения вперед в изучении сальсы.
Другое достоинство этого элемента в том, что он является еще одним альтернативным выходом на позицию для совершения Dile Que No в добавок к тем, которые мы уже знаем, а именно: простой выход (с поворотом мальчика на 90 градусов вправо и ведением девочки на себя назад) и Enchufla. Так же мы уже знаем, что Dile Que No можно сделать сразу из закрытой позиции.
Еще, для исполнения Hecho нам пригодится рассмотрение поворота из другого танца под названием Бачата. Это очень страстный домниканский танец, который, как правило, тоже очень любят сальсерос. Так что сегодня я планирую описать базовый шаг в этом танце и поворот.
Вспомним Guaperia / Хвастовство
Для начала, вспомним как выполняется базовый для Касино шаг - Guaperia / Хвастовство. Из открытой позиции на 1 мальчик шагает назад левой ногой, на 2 - на месте правой ногой, затем на 3 - возвращает левую ступню к правой и подает девочке правую раскрытую ладошку на уровне плеча. Девочка на 1 - шагает правой ногой назад, на 2 - левой на месте и на 3 - правую ступню приставляет к левой, левой рукой она делает на 1-2-3 жест, когда ее локоть сначала идет немного назад, потом вверх-влево с выпрямлением руки влево, затем завершает движение рукой, соприкасаясь своей раскрытой ладошкой с ладошкой мальчика. После этого следует пауза на 4.
На 5-6-7 мальчик и девочка отталкиваются друг от друга ладошками и делают оставшиеся три шага: мальчик правой вперед, левой на месте, правой ногой к левой, а девочка, соответственно, левой вперед, правой на месте, затем левой обратно к правой.
Как сделать выход на Hecho
Выход на Hecho очень похож на Guaperia и чем-то отдаленно напоминает первую половину Cross-Body Lead, когда мальчик освобождает пространство для движения девочки вперед. Только в случае Hecho мальчик с линии уходит не вправо, а влево.
На 1-2-3 мальчик и девочка шагают совершенно так же, как в Guaperia и встречаются ладошками. После паузы на 5-6-7 девочка отталкивается от ладошки и продолжает шагать базовый шаг, а вот мальчик на 5 делает правой ногой шаг вперед и давит своей правой ладошкой (не слишком сильно) в левую ладошку девочки, на 6 отталкивается от ладошки девочки и левой ногой шагает с линии назад-влево, чтобы носок ступни был повернут вправо (перпендикулярно линии), корпус поворачивается вполоборота вправо
На 7 мальчик полностью освобождает пространство для движении девочки (уходит с линии подобно тому, как делает это в Cross Body Lead, только симметрично в левую сторону, а не в правую), ставит правую ступню параллельно левой на ширину плеч, переносит вес на правую ногу, корпус смотрит вправо по отношению к исходной позиции (перпендикулярно линии), локоть левой руки прижат к корпусу, и за счет этого и перенесенного на правую ногу веса создается "пружинка“ между левой рукой мальчика и правой рукой девочки, так что мальчик готов "потянуть" девочку по линии мимо себя.
Девочка не отдает свою правую руку, а сохраняет ее локоть согнутым и прижатым к корпусу, но за счет натяжения ее правое плечо немного подается вперед (небольшой поворот корпуса). Именно вот это натяжение и поворот корпуса являются для девочки сигналом ведения на Hecho.
Вспоминаем Cross Body Lead с поворотом девочки вправо
Поскольку в элементе Hecho присутствует поворот девочки вправо и движение ее по линии вперед, давайте вспомним родственный элемент из стиля Лос-Анжелес, а именно: Cross Body Lead с поворотом девочки вправо.
В нем также сначала девочка подготавливается к повороту (на 1-2-3) так, что ее правое плечо оказывается впереди, и мальчик готов ее "потянуть" вдоль линии с одновременным вращением по часовой стрелке. На 5-6-7 мальчик помогает правой рукой девочке повернуться (за ее левоеплечо), а левой рукой совершает над ее головой движение, как если бы описывал нимб два раза (то есть вращение получается на 180 + 360 градусов, и оно сопровождается движением девочки по линии). В случае Hecho движение очень похожее, но на него отводится целый такт 1-2-3, 5-6-7.
Бачата - как делать Базовый Шаг (вбок)
Бачата танцуется под счет 1-2-3-4, 5-6-7-8. При этом на счет 4 и 8, как правило, не делается пауза, а добавляется какое-либо украшение (чаще всего “точки”, то есть небольшой шаг, когда на ногу не переносится вес - я про точки писал в первой заметке, где рассказывал про шаги в сальсе).
Давайте встанем поодиночке на мягких, чуть согнутых (словно сидим на высокой жердочке) ногах. На 1 делаем шаг вбок-влево, переносим на левую ногу вес, на 2 - приставляем правую ступню, переносим вес на нее, на 3 - снова левой ногой шагаем вбок-влево и переносим на левую ногу вес, на 4 - движение, которое состоит из нескольких, а именно: сначала чуть согнутую левую ногу, на которую перенесен вес, выпрямляем (вес остается на ней же, но левое бедро идет при этом вверх), затем, отрываем от пола правую ногу, приподнимаем ее чуть согнутую в колене и ставим снова на пол на носочке, не перенося на нее обратно вес, но в момент касания носком пола, делаем короткое движение бедер вправо-вверх.
Мальчикам сильное движение бедрами делать необязательно, достаточно просто обозначать точку. В то же время девочкам очень желательно, поскольку это добавляет танцу выразительности -)
Точно так же симметрично в правую сторону делаем возвращение на 5-6-7-8: на 5 - правая нога (которой делали точку) делает шаг вбок-вправо, и на нее переносится вес, на 6 - приставляется левая нога, на нее переносится вес, на 7 - снова шаг правой вбок-вправо, переносится вес, на 8 - немного выпрямляется правая нога, левая отрывается от пола, приподнимается, чуть согнутая в колене и опускается на носок, одновременно с чем делается короткое движение бедер влево-вверх (в момент касания носком пола).
Бачата - как делать Базовый Шаг (вперед-назад)
Аналогично тому, как в бачате делается Базовый Шаг вбок, можно сделать и шаги вперед-назад на мягких ногах. На 1 с левой ноги делается небольшой шаг вперед, на 2 - небольшой шаг вперед правой ногой, на 3 - снова небольшой вперед левой ногой и на 4 - приставляется правая нога с выполнением “точки” (на носок без переноса веса на ногу). В движении вперед-назад бедра участвуют чуть меньше, хотя точки желательно обозначать для красоты, хотя бы девочкам.
На 5 - с правой ноги (которой делали точку) шагаем недалеко назад, на 6 - левой короткий шаг назад, на 7 - снова короткий шаг наза правой ногой и на 8 - обозначение точки левой ногой.
Бачата - повороты влево и вправо
Ну вот, базовые шаги Бачаты мы выучили, перейдем теперь к поворотам =)
Сделаем сначала влево. Весь поворот делается очень просто на шагах. На 1 делается шаг влево-вбок примерно на ширину плеч (или меньше), но левая ступня ставится не параллельно правой, а под 90 градусов влево. Вес переносится на левую ногу, за счет чего левое плечо уходит чуть вперед, а правое будет служить для замаха. На 2, используя замах, поворачиваем корпус на 180 градусов, стявя правую ступню снова на линию, но перпендикулярно ей, примерно на ширину плеч от левой ступни. То есть, мы пошли влево и развернулись к этому моменту на 180 градусов по отношению к начальному направлению. Вес переносим на правую ногу, чтобы была инерция для следующего шага. На 3 - продолжаем вращение корпуса влево (теперь вокруг правой ноги, используя левое плечо для замаха и вращения назад), а правую ногу отрываем и доворачиваемся еще на 180 градусов, чтобы оказаться снова стоящими в том направлении, в котором были изначально, переносим вес на левую ногу (разворот завершен), и на 4 - делаем точку правой ногой, с обозначением ее бедрами (не переносим вес на правую ногу).
Чтобы не закружилась голова, перед выполнением разворота нужно “зацепиться” взглядом за что-нибудь перед собою (в танце это может быть партнер - мальчик или девочка, соответственно), на 1-2 нужно продолжать смотреть на партнера, а на 3 - быстро повернуть голову и снова поймать его в поле зрения - “зацепиться" взглядом.
В правую сторону поворот выполняется аналогично - идем вправо и одновременно с шагами поворачиваемся: на 1 - шаг вбок вправо со ступней на линии, смотрящей вправо и перенесением на нее веса, на 2 - поворот на 180 градусов (голова смотрит назад через плечо), а левая нога на линии (перпендикулярно ей), переносим на нее вес, на 3 - шаг правой ногой назад дальше в направлении линии и доворот еще на 180 градусов (с поворотом головы), перенос веса на правую ногу, на 4 - точка с обозначением движения бедрами.
Как сделать Hecho после выхода
Как я уже сказал, на Hecho у нас есть целый такт, поэтому движение можно разбить на две части. Во время первой половинки девочка на 1-2-3, проходя мимо мальчика, делает разворот вправо, который выполняется практически точно так, как только что рассмотренный поворот на 360 градусов вправо в бачате, только в конце нет точки (просто пауза на 4). Во время второй половинки на 5-6-7 девочка делает обычный поворот вправо точно так же, как во время Exhibela и оказывается в конце в позиции для Dile Que No.
Однако, поскольку девочка поворачивается на протяжении всего движения, для нее оно получается более плавным, не столь явно разделенным на две части, как для мальчика, который выдерживает паузу на 4. Это разделение я указал скорее для того, чтобы девочки не путались и могли увидеть, что все отдельные части движения им уже знакомы.
Как делать Hecho
Вспомним, что после выхода на Hecho мальчик осуществляет ведение девочки и тянет ее вперед вдоль линии, уступив пространство для ее шагов. Благодаря этому, на 1 девочка с правой ноги делает небольшой шаг вперед в направлении ведения, а не назад, как она делала бы в случае базового шага. Мальчик же на 1 делает левой ногой шаг назад почти на месте.
На 2 мальчик поднимает левой рукой правую руку девочки, согнутую в локте, и вращает ее за руку вправо по часовой стрелке, делая над ее головой движение, словно описывающее нимб, после чего шагает правой ногой на линию (ступня смотрит вправо) за девочкой, сокращая расстояние.
Девочка шагает как в случае правого поворота в бачате (используя плечо для замаха), то есть, на 2 она делает шаг левой ногой вперед мимо мальчика (носок ступни смотрит вправо, а локоть поднятой руки - вниз). На 3 - девочка доворачивается вправо по часовой стрелке через спину на левой ноге (как в бачате), оказываясь спиной к мальчику, а мальчик приставляет левую ногу к своей правой. Пауза.
Далее, поскольку мальчик не опускает руку девочки, а продолжает ее вращать по часовой стрелке, девочка делает на 5-6-7 обычный правый поворот (как Exhibela), то есть на 5 - ставит левую ногу вперед, на 6 - разворачивается и ставит правую ногу и на 7 - доворачивается, оказываясь у правого плеча мальчика.
Мальчик на 5 - ходит левой ногой на месте, на 6 - правой чуть назад-вправо и на 7 - приставляет левую ногу к правой, также оказываясь плечом к плечу с девочкой в позиции для Dile Que No.
P.S. Напоминаю, что последние мои заметки про сальсу можно найти в журнале, воспользовавшись поиском по тегу
“сальса”