В продолжении темы Китая

Jun 17, 2011 22:46

 Пару дней назад выкладывала тут газетные размышления о Ливии, США и КИтае. А вчера Китай опять попался мне на глаза. Только тут Китай уже не США, а другой тоже очень амбициозной державе пытается дорожку то перейти. Забавно.

В Астане в четверг завершился юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Участники саммита всеми силами старались показать, что организация не просто протянула десятилетие, но и имеет большие планы на будущее: создание новой мировой валюты, борьбу с инакомыслием в интернете, разрешение территориальных конфликтов в Азии и искоренение наркотиков. Впрочем, как убедился на саммите корреспондент "Ъ" АЛЕКСАНДР ГАБУЕВ, участники ШОС пока не могут договориться даже по менее значительным вопросам, прежде всего - по созданию совместного банка. Причина - в начинающейся между Москвой и Пекином борьбе за финансовое влияние на постсоветском пространстве.

Светлое будущее

Юбилейный саммит ШОС проходил в столичном Дворце независимости, где на самом почетном месте висит огромный портрет казахского президента Нурсултана Назарбаева. На полотне широко улыбающийся господин Назарбаев с орденской лентой на груди шагает по красной ковровой дорожке, а стоящие вокруг мировые лидеры восторженно смотрят вслед и аплодируют. Вряд ли картина писалась с натуры - среди аплодирующих можно увидеть стоящих плечом к плечу Бориса Ельцина, Владимира Путина, Джорджа Буша, Герхарда Шредера, Тони Блэра, Жака Ширака, Сильвио Берлускони, Ху Цзиньтао, Дзюнъитиро Коидзуми, Михаила Саакашвили, Виктора Ющенко, Гейдара и Ильхама Алиевых, Курманбека Бакиева, Ислама Каримова и Эмомали Рахмона. В Астане говорят, что после успешного проведения в декабре саммита ОБСЕ вошедший во вкус лидер нации собирает встречи в верхах одну за другой и непременно делает какие-нибудь судьбоносные предложения. Вчерашний саммит не стал исключением.

- Этап становления ШОС успешно пройден, теперь требуется постановка новых задач и поиск решений для новых вызовов современности,- начал на правах хозяина встречу Нурсултан Назарбаев. И тут же эти задачи сформулировал.

По мнению президента Казахстана, ШОС первым делом должна победить в Центральной Азии "глобальный наркосиндикат" и привлечь его руководителей к суду Гаагского трибунала. Впрочем, где находится центр этого синдиката, господин Назарбаев не сказал, отметив лишь, что он расположен за пределами Афганистана.

Вторая задача звучит еще амбициознее - казахский лидер предложил поставить "общий мощный заслон перед сетевым деструктивом". "Настало время вводить в международное право новое понятие "электронные границы", "электронный суверенитет". Мы должны поддержать важную работу наших российских и китайских друзей и выработать единую позицию по этому вопросу. Мы должны подумать над созданием специального органа ШОС, выполняющего функции киберпола",- призвал господин Назарбаев.

Учитывая деструктивное влияние, которое сыграл интернет в свержении авторитарных лидеров в Северной Африке, предложение Нурсултана Назарбаева должно было встретить горячую поддержку многих его коллег по ШОС, сидящих на своих престолах немногим меньше Хосни Мубарака или Муамара Каддафи. А помощник президента РФ Сергей Приходько признался после саммита, что нравится оно и России. Моделью же совместных действий в рамках ШОС может стать передовой китайский опыт, где давно есть и мощная система фильтрации неугодной Пекину информации, и поддерживающий систему 30-тысячный киберпол.

Третья задача, которую поставил перед ШОС Нурсултан Назарбаев, заключается в создании совещания по урегулированию территориальных и региональных конфликтов. "Надо принимать превентивные меры в потенциальных горячих точках в зоне ответственности ШОС. Мы наблюдали конфликты и перевороты в соседнем Кыргызстане, и ничего наша организация не могла предпринять",- посетовал господин Назарбаев. Таким образом, ШОС предстоит создать механизм предотвращения событий, подобных прошлогодней революции в Киргизии.

Четвертая задача ШОС заключается в создании единого трансэнергетического пространства, где будут объединены все трубопроводы и линии электропередачи в регионе. Пятая задача - создание водно-продовольственного комитета ШОС, который среди прочего займется урегулированием водных споров - вроде того, что не первый год осложняет отношения Таджикистана и Узбекистана.

Наконец, Нурсултан Назарбаев предложил ШОС заняться и проблемой "дефекта мировой валютной финансовой архитектуры". "Нам нужна здоровая наднациональная валюта, и желательно, чтобы она была обеспечена золотом. ШОС способна это сделать. Своп-операции, к которым мы приступили, это первый шаг",- сказал господин Назарбаев.

Учитывая подписанное накануне соглашение Казахстана с КНР о валютном свопе "тенге-юань" на сумму $1 млрд, а также объем золотовалютных резервов КНР, превышающий $3 трлн, несложно понять, какой именно из валют стран-членов ШОС уготована судьба стать новым резервным платежным средством в мировых масштабах.

Банковская битва

Остальные участники саммита предпочли сосредоточиться на более приземленных вопросах. Президент РФ Дмитрий Медведев напомнил об идее создания специального счета ШОС:

- Я считаю, что этот вопрос перезрел, и в настоящий момент к его обсуждению и принятию решения готовы практически все государства. Средства этого счета могли бы использоваться для технико-экономической проработки крупных проектов. К реализации можно было бы привлекать и межбанковское объединение, и деловой совет ШОС, и бизнес-сообщества всех государств-участников.

Как пояснил "Ъ" губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, возглавляющий деловой совет ШОС, специальный счет должен стать "подушкой ликвидности для проектов, которые имеют большой интеграционный потенциал" - средства с него должны идти на разработку ТЭО этих проектов, после чего будет приниматься окончательное инвестиционное решение.

Создание спецсчета, как утверждали собеседники "Ъ" в нескольких делегациях на саммите, упирается в более широкую проблему - создание общего фонда для финансирования проектов в рамках ШОС и его уполномоченного органа. О форме этого органа члены организации пока никак не могут договориться.

Как рассказал "Ъ" глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, существуют две конкурирующие концепции создания банка развития ШОС: российская и китайская. Пекин настаивает на создании отдельной структуры, тогда как Москва предлагает использовать существующий в рамках ЕврАзЭС Евразийский банк развития (ЕАБР), основная доля в котором принадлежит России и Казахстану. "Пока членами ЕАБР из участников ШОС не являются Узбекистан и Китай. Им остается вступить туда - и мы создадим банк развития ШОС",- заявил "Ъ" господин Дмитриев.

"В конечном итоге вопрос упирается во влияние. Понятно, что если в качестве базы будет взят ЕАБР, позиции России и Казахстана будут сильны. А при формировании новой структуры на первое место наверняка вылезет Китай",- пояснил источник "Ъ" в одной из делегаций. Многое будет зависеть от позиции Казахстана. Однако пока Астана предпочитает не вмешиваться в дискуссию. "Мы за создание банка развития ШОС, а в какой форме - договоримся в ходе конструктивных переговоров",- заявил "Ъ" глава Банка развития Казахстана Нурлан Куссаинов.

Пока же гонку по выдаче кредитов партнерам по ШОС вчистую выигрывает Китай. Председатель КНР Ху Цзиньтао вчера напомнил, что Пекин еще в 2009 году обещал партнерам $10 млрд в виде льготных кредитов. Однако на двусторонней основе члены ШОС получают куда больше. Один Казахстан за прошедшие два года получил китайских кредитов на $15 млрд. В разгар кризиса заняли у Банка развития Китая $25 млрд и "Роснефть" с "Транснефтью". "Бороться с этим уже бесполезно. Китай все равно в ближайшие 10-20 лет станет экономическим центром в нашей части мира, поэтому у других членов ШОС только один выход - стать сервисной экономикой,- сказал "Ъ" высокопоставленный дипломат одной из стран-членов ШОС.- Конечно, это сильный удар по великодержавной психологии некоторых соседей, но выбора нет".

Российское руководство, похоже, уже начинает проникаться этой логикой. По крайней мере, отвечая на вопрос "Ъ", угрожает ли интересам РФ в Центральной Азии кредитная экспансия Пекина, Сергей Приходько сказал: "Мы не воспринимаем это как угрозу нашим интересам. Если китайские партнеры проявляют большую гибкость на пространстве ШОС, предлагая свои инструменты, то это у нас вызывает понимание и поддержку. Мы считаем Китай не каким-то конкурентом, а инициатором полезного и важного процесса".

взято тут

интригуции

Previous post Next post
Up