http://rossia3.ru/ideolog/usa/golodomore_li Исторические манипуляции и искаженная память
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит народная мудрость. Действительно, ззрительные образы играют очень важную роль в восприятии человека. Они нередко намного сильнее воздействуют на его сознание, чем иные "носители информации". Фотографии, имеющие сильное эмоциональное воздействие, помогают читателю или зрителю легче поверить в словесную информацию, которую эти фотографии сопровождают и дополняют. Эту особенность человеческого восприятия широко использовали и используют политики и пропагандисты для формирования общественного мнения в нужном для них направлении.
Бурное обсуждение в парламенте Украины закона о "голодоморе 1932-33 годов как геноцида украинской нации", требования ввести административную ответственность за отрицание факта этого геноцида, характер освещения в средствах массовой информации этих трагических событий украинской истории, а также их интерпретация украинскими политиками заставляют обратить внимание на достоверность представляемых украинской и мировой общественности материалов.
К сожалению, очень многие фотоматериалы, выдаваемые за свидетельства голодомора 1932-33 годов на самом деле относится не к этим истоическим событиям и даже очень часто не относится к Украине. Большое число этих фотографий заимствовано (естественно без ссылок) из материалов, собранных в России в начале 20-х годов
Фритьофом Нансеном (норв. Fridtjof Nansen, 1861-1930), известнім норвежским полярным исследователем, учёным и общественный деятелем. После Первой мировой войны он проявил себя также и как великий гумманист, снискав себе ещё большую международную известность своей работой по организации помощи страдающей от голода России и организацией репатриации военнопленных. В 1920-1922 годах Нансен был Верховным комиссаром по делам беженцев от Лиги Наций, а в 1921 году по поручению Международного Красного креста для спасения голодающих в России создал комитет «Помощь Нансена». Его комитет выпускал агитационные материалы, которые распространялись во многих странах для того чтобы привлечь внимание правительств и общественности к очень тяжелому положению голодающих в Поволжье и других частях России и обеспечить сбор денежных средств. В 1922 году Нансену была присуждена Нобелевская премия мира.
Агитационные матералы гуманитарной миссии Ф.Нансена, отпечатанные в Женеве в начале 20-х годов.
Открытка "Голод в России VIII. Нансен (
"Famine in the Soviet Union, 1921-1922 - Photographs and Postcards")Оригинальное фото из
архива Ф. Нансена Разгрузка продовольствия со склада Международного Союза по спасению детей. Эта работа была выполнена студентами-добровольцами из Саратовского Универсиета. Слева Фритьоф Нансен, назначенный Международным Комитетом Красного Креста Верховныи комиссаром по оказанию помощи России, позади него Лоуренс Вебстер, который возглавлял Международный Союз по спасению детей и менеджер пункта питания Международного Союза по спасению детей в Саратове.
Альбом иллюстраций "Голод в России", Выпуск 1. Женева,1922
Фальсификация и использование недостоверных документальных свидетельств голода 1932-1933 годов на Украине имеют давнюю историю. Они имели место в 30-х годах в Германии и использовалось нацистами в их пропаганде, нашли свое место в некоторых западных публикациях, особенно в изданиях украинской диаспоры.
Здесь представлены лишь только некоторые фотографии с выставок, из книг, газет, документальных фильмов, телепередач, интернет-изданий, с вебсайт государственных, общественных организаций Украины, посольств Украины за рубежом, не вдаваясь в содержание текстов, статистических выкладок, исторических и политических интерпретаций, представленных вместе с этими фотографиями. Но даже только просмотр фотодокументов позволяет получить представление о масштабе исторических фальсификаций в освещении этих трагических событий.
Это только некоторые примеры использования фотографий, сделанных во время голода в России в 1921-1923 годах в качестве фальшивых свидетельств голода (голодомора) 1932-1933 годов на Украине. Приведены в основном примеры тех, которые есть в Интернете и общедоступны. Их количество возрастает, если обратиться к печатным материалам. Есть целый ряд других изображений, используемых в качестве "свидетельств" голодомора 1932-1933 годов и которые выглядят достаточно подозрительно. Даже канадский исследователь голода на Украине Роман Сербин (Roman Serbyn, использовавший
фото из собрания Ф.Нансена ) признает, что" как общее правило можно сказать, что почти все известные фотографии были сделаны в двадцатые годы".
Трудно представить, что такое большое количество фальсификаций исторической информации могло быть обусловлено лишь простыми случайностями или непрофессионализмом. Многие исследователи голодомора 1932-1933 годов занимались и занимаются этим профессилнально и не могли не знать об ином, более раннем или сомнительном происхождении используемых материалов. Президентом Украины недавно даже учрежден институт Национальной Памяти, " як спеціального уповноваженого центрального органу виконавчої влади у сфері відновлення та збереження національної пам'яті Українського народу". Не понятно, что при таком подходе может сберегать эта организация. Видно, что "освещение" голода 1932-1933 годов больше направлено на создание идеологической и политической трактовки этих событий определёнными политическими силами, а не на раскрытие исторической правды. И конечно же, такая грубая фальсифицикация исторических материалов по идеологическим или политическим мотивам является проявлением неуважения как к пострадавшим от голода в России и на Украине, так и к народам этих стран.
Оригинал материала