Навал СКР «Беззаветный» на крейсер «Йорктаун».
Нарушение территориальных вод обернулось для американских крейсера Yorktown и эсминца Caron позорным поражением от двух советских сторожевиков и бегством восвояси.
--------------------------------------------
Сейчас впервые со времен СССР в Черном море находятся сразу девять боевых кораблей Североатлантического альянса. На фоне происходящего на Украине такое поведение военно-морских сил НАТО не кажется случайностью. Тем более, что в прошлый раз повышенная активность наших западных партнеров в черноморском бассейне пришлась на конец 80-х, когда неспокойно было в СССР. Тогда советские моряки поставили американцев «на место», совершив маневр, который в историю вошел как «Красный таран». Увы, эта история имеет, пусть и опосредованное, отношение и к современной Украине.
С приходом к власти Горбачева Советский Союз встал на путь Перестройки, но вышло, как известно, «полугласность полутак, полуясность, полумрак». Почувствовав слабость Красной державы, страны Запада начали прощупывать советское руководство «на вшивость», регулярно устраивая всевозможные провокации. Достаточно вспомнить беспрецедентное приземление Матиаса Руста на Красной площади.
Но, то было в небе, а на море американские корабли стали регулярно невзначай нарушать территориальные воды СССР. Все это дело надоело морякам, которые составили план действий на случай очередной провокации. И она не заставила себя ждать.
В феврале 1988 года новенький американский ракетный крейсер Yorktown и эсминец Caron вошли в Черное море. Советские моряки знали об этом заблаговременно, поэтому уже в районе Босфора гостей встретили сторожевые корабли «Беззаветный» и «СКР-6». В дружеском приветствии на русском и английском языках, американцам сообщили, что будут сопровождать их в «нашем Черном море», дабы избежать недоразумений. Те от конвоя отказались, но деваться было некуда.
Провокация ожидалась в районе мыса Сарыч на южном берегу Крыма. Так оно в итоге и вышло - район у мыса был единственным местом для демонстративного нарушения территориальных вод СССР. Тут и должна была разыграться основная фаза операции по недопущению кораблей ВМС США в терводы Советского Союза. Против громадного Yorktown водоизмещением 9200 тонн был выдвинут сторожевик «Беззаветный» водоизмещением 3000 тонн, а против эсминца Caron водоизмещением 7800 тонн - «СКР-6» водоизмещением всего 1300 тонн.
Навал «СКР-6» на эсминец «Кэрон».
Как и ожидалось, при приближении к нашим водам, американцы на предупреждения советских моряков не реагировали, отвечая по рации, что «ничего не нарушают». В пяти кабельтовых от тервод советские корабли заняли позицию для «навала».
«Что такое „навал“? Это не таран в полном смысле этого понятия, а подход на скорости под небольшим углом как бы по касательной к бортувытесняемого объекта и „вежливое“ его „отталкивание“, с отворотом от выдерживаемого им курса. Ну, а „вежливость“ - уж как получится…», - позже вспоминал в то время начальник Черноморского флота вице-адмирал Валентин Селиванов.
Предупрежденные о последствиях американцы продолжали идти своим курсом, веселясь, улюлюкая и показывая с палубы своего большого ракетного крейсера похабные жесты советским морякам, которые невозмутимо взирали на них с «Беззаветного». Американцы, хохоча, снимали происходящее на фото и видео пленку, что в итоге лишь увековечило подвиг советских кораблей.
Наши-то моряки были в курсе, что на предварительном инструктаже было предусмотрено, что «навал» должен быть максимально жестким, чтобы причинить наиболее существенные повреждения кораблю противника.
Правые якоря были вытравлены и держались в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзом правого борта - высокий полубак «Беззаветного» и болтающийся якорь должны были основательно порвать борт свежеспущенного на воду американского крейсера. Началось сближение… в штабе ждали доклада о результатах.
Таран боевых кораблей США сторожевыми кораблями СССР
Click to view
«Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет „Гарпун“. Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул», - доложил с «Беззаветного» капитан II ранга, начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей Ч. Ф. Николай Михеев.
Между тем, «СКР-6» прошел вдоль левого борта эсминца, срубил леера, разбил шлюпку и прорвал обшивку борта. Американцы однако продолжили курс на прежней скорости. Тогда в штабе дали приказ повторить «навал», мысленно прощаясь с погонами - от перестроечного Минобороны ждали репрессий.
Американские моряки, однако, тоже времени не теряли: Caron сменил курс и вместе с крейсером начал зажимать «Беззаветного» в клещи. В такой ситуации Николай Михеев приказал зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца. Американцы это видели, но не знали, что обе установки РБУ действуют только синхронно. Клещи начали разжиматься, но на крейсере Yorktown началась подготовка к поднятию в воздух вертолетов. Предупреждение о том, что в случае подъема летательных аппаратов с палубы они будут сбиты, не подействовали. Военные США были настроены серьезно.
На помощь советским морякам пришла пара Ми-26, которая в это время отрабатывала задачи как раз в районе мыса Сарыч. «Вертушки» зависли над крейсером, и американцы были вынуждены оставить свои вертолеты на месте.
К этому времени о происшествии стало известно руководству Минобороны. Моряки ждали разноса… но были представлены к поощрению.
Корабли США, уже весьма потрепанные, между тем, легли в дрейф и на следующий день ушли прочь из Черного моря. Наибольшие повреждения получил крейсер Yorktown, серьезно пострадали: вертолетная площадка, кормовые надстройки и ракетные установки «Гарпун».
Но уже через пару лет рухнул Советский Союз, Черноморский флот был поделен на Российский и Украинский, 90-е принесли разруху и сюда. Сторожевой корабль «Беззаветный» в 1997 году был передан Украине и переименован в «Днiпропетровськ». С тех пор он в море ни разу не выходил, был разоружен и продан Турции. В 2006 его затопили при буксировке, вероятно, с целью получения страховки. А «СКР-6» распилили на металлолом еще в 1990 году.
Но «Красный таран» и то, как «Беззаветный» посрамил девиз крейсера Yorktown «Победа - наша традиция» (Victory is Our Tradition), помнят моряки и у нас, и за океаном. Традиции наших моряков, как выяснилось, будут покрепче заокеанских. Да и Севастополь, у берегов которого происходили описанные события в 1988 году, больше не украинский.
http://www.ridus.ru/news/163448