Ростов-на-Дону: От Змиевской балки до «могилы» Шнеерсона

Mar 12, 2013 17:24


Хасиды не оставляют попыток превратить Ростов-на-Дону в один из главных центров своего «туризма». Началось все в 1990-х годах, когда чудесным образом была вновь обретена могила Шалома Дов-Бера Шнеерсона - пятого из династии любавических раввинов, проведшего в Ростове последние годы своей незаметной жизни. Несмотря на уничтожение еврейского кладбища в советское время, местными искателями было «обнаружено» место захоронения Шнеерсона с сохранившимися мощами оного. После чего была сооружена новая могила, куда и поместили то, что хасиды считают останками своего бывшего вождя.




И к этой могиле потянулись хасиды из разных стран. Тяга была столь сильна, что многие из них оставались в Ростове на значительный срок. Благо в это время в городе открылась так называемая «иешива» - инкубатор воспитанников секты «ХАБАД». Размещалась она будто бы в том самом доме, где доживал свой век упомянутый Шнеерсон. Здесь можно было с головой погрузиться в богоизбранное учение, проникнуться талмудической мудростью. Казалось, хасидизму в Ростове цвесть, однако слишком шумное поведение будущих раввинов привлекло внимание местной общественности (в том числе, еврейской). Итогом стало решение Ростовского городского суда от 15 июля 2007 года о ликвидации «иешивы» как нелегального религиозного учреждения и выдворении хасидских учителей-иностранцев за пределы страны.
После этой неудачи взгляд хасидов упал на мемориал в Змиевской балке, где нацисты в 1942 году истребляли ростовчан и советских военнопленных. Воспользовавшись тем, что мемориал официально не имел ни собственника, ни пользователя, хасиды сварганили табличку о том, что в Змиевке убивали одних лишь евреев. Деньги выделило ростовское отделение Федерации еврейских общин России (ФЕОР) - крупнейшей хасидской организации в стране. На дворе стоял 2004 год. Индустрия Холокоста, успешно внедренная сионистскими (в том числе, хасидскими) организациями в странах Запада, выходила на новые рынки, осваивая постсоветское пространство. Прибалтика, Беларусь и Украина не оказали сопротивления, не ожидалось его и в России.



Осенью 2011 года представители разных организаций и фондов, кормящихся за счет Холокоста, абсолютно открыто и серьезно обсуждали в прессе перспективу создания своего «научно-просветительского центра» на территории Змиевского мемориала. Но тут кошерную табличку заменили гойской, авторы которой осмелились утверждать, что в балке убивали не только евреев. Флагманы российского сионизма (Каннер, Гербер, Брод и др.) подняли дружный визг об антисемитизме. Были задействованы различные СМИ, шло давление на самые разные органы региональной и местной власти. Некий Домбровский (правая рука Каннера) прямо указывал в письме ростовскому мэру: «Мемориал Змиевской балки достаточно известен мировым музеям Холокоста, СМИ и де-факто является мемориалом Холокоста. Это создает базу для развития “исторического туризма”. Объектами мирового исторического туризма стали нацистские концлагеря на территории Польши - до миллиона посещений в год. Подобной аттракцией стал в последнее время киевский Бабий Яр».



В этих словах выражены сокровенные чаяния ростовских хасидов - получить легальную площадку для расширения своей популяции (в том числе, за счет зарубежных единоверцев). Однако ростовские власти оказались на диво нечуткими к этим чаяниям. Тогда хасиды полезли в суд. Но и суд - опять же, на диво - поступил по закону. Новая мемориальная доска была признана законной, старая - незаконной. Ящик Пандоры вновь оказался запертым. Российским сионизмом овладела мировая скорбь.

А вскоре после суда хасидов постигла новая тяжелая утрата: со своего поста, по неизвестным причинам, ушел некто Филиппов. Он занимал довольно крупный пост в полпредстве президента РФ в Южном федеральном округе, и оказывал действенную поддержку хасидам. Вместе с Филипповым полпредство покинул его протеже Букреев, в меру сил и способностей помогавший лоббировать интересы хасидов. А после того, как с главарями хасидов разругался Абрамович, для них и вовсе настали трудные времена.

И тут подоспела новая лазейка в виде проекта «Проспект звезд», который на неизвестных основаниях занимается увековечиванием памяти о знаменитых ростовчанах и людях, оставивших заметный след в истории города. Ежегодно, путем интернет-голосования, из круга кандидатов, предложенных самими ростовчанами, выбирается один. В наступившем году среди претендентов на вечную память оказался Шалом Дов-Бер Шнеерсон. Лишившись «иешивы» и видов на Змиевский мемориал, ростовские хасиды решили расширить поле своего «туризма» за счет проверенного старины Шнеерсона. Одной «могилы» им явно недостаточно, тем более, что она находится таки на кладбище, а не в центре города. А вот памятные «звезды» чеканятся на тротуаре практически в самом центре - на Ворошиловском проспекте, недалеко от пересечения с Красноармейской улицей. Если здесь появится «звезда» Шнеерсона, будет узаконено массовое хождение хасидов (в том числе, приезжих) по одной из главных улиц Ростова-на-Дону. Для этого не хватает самой малости - пропихнуть своего кандидата в победители.



Сейчас Шнеерсон идет на пятом месте, опережая таких деятелей науки и культуры, как физик-ядерщик Флеров, писатели Панова и Закруткин. Первые два места занимают композитор Балаев и тяжелоатлет Удодов, за ними - медик Орлов и певец Андрианов. Остается надеяться, что у ростовчан окажется достаточно здравомыслия, а у хасидов - недостаточно технических возможностей, чтобы этот расклад принципиально не изменился.

Константин Ломов

http://pn14.info/?p=129302

евреи, хуцпа, холокост-лохохостыч, Хабад - Любавич, Змиевская балка, Бабий Яр, Хабад, ЖИДЫ

Up