Когда-то дава это в некоторых сообществах, но не грех повторить, дополнив и акцентировав.
Обожаю это фото. На снимке великий Храм Амона-Ра в Луксоре (в этой части сделан в 1400 году до н.э. при Аменхотепе III). NYPL, выставившая это фото, относит дату съемки к периоду 1870-1875 годов.
Бросаются в глаза подпорки. После разлива Нила слегка поехали эти грандиозные колонны, и их подперли брусом из мачтовых деревьев. Возникает вопрос: а как стояли-то эти великие колонны без малого три с половиной тысячи лет, если простой разлив их колышет?
К счастью в Луксоре катастрофы избежали. Ученым удалось отстоять и закрепить этот ряд, сегодня им любуется ЮНЕСКО и человечество. А вот в другом великом Храме - Карнакском, в части, построенной в 1500 году до н.э. Тутмосом I, таки рухнула колоннада, как домино. После разлива 1899 года поднялся уровень грунтовых вод и упали 11 грандиозных карнакских колонн (прочтите о шоке ученых, обнаруживших после падения липовые фундаменты, т.е. фактически отсутствие таковых - как они стояли-то 3,5 тыс. лет?), и их восстанавливали много лет.
Но есть на фото кое-что интереснее подпорок. Прямо перед нами загадочно распавшийся блок.
Что распался - совсем не загадка. Качество смеси во всей мегалитике Египта чаще всего ниже плинтуса. Настоящая загадка: почему этот распавшийся набор висит? Нижняя многотонная глыба отошла, но вместо того, чтобы рухнуть по законам природы, слегка провисла левым дальним краем, и все.
Сетевым историкам академического и альтернативного направлений, и ютупоисторикам заодно, предлагается угадать ответ с восьми раз.
Этот же набор за двадцать лет до того. 1856 год. Удаляется опалубный грунт и городок строителей. Видно, что многотонная глыба за двадцать лет только слегка провисла в дальней части и отъехала в дальнюю (от нас) сторону.
Показанная динамика отвечает на два вопроса.
Первый вопрос: почему эти гигантские колонны стали падать от разливов только в 19 веке? Как они достояли до этого времени, будучи регулярно подверженными разливам? Ответ: вот так и стояли в опалубном грунте и впервые оказались без него только когда грунт был убран в 19 веке.
Во-вторых, тот же грунт дает ответ на вопрос: как громоздили мегатонны перекрытий на второй ярус сооружений вроде Карнакского и Луксорского Храмов при отсутствии соответствующей техники до 19 века? Ответ еще проще: никак. Формовали мега-блоки на грунте, грунт убирали. Простейшей технологией, которая вообще не требует техники.
*
Еще один разлив в том же гипостиле Луксора, на этот раз в какой-то из 1860-1869 годов. Угрожающе подвинулась, к счастью, только одна колонна.
Но главная красота не там, а на дальнем плане.
Почему эти примерно три сотни тонн, бывший блок, висят, только чуть прогнувшись, хотя место слома уже крошится давно, уважаемые историки сети и ютупоисторики?
Этот же блок после 1860 года.
Довисел этот блок аж до 1908 года. Вот как хорошо сделали его формовщики!
А это оба показанных бывших блока в одном кадре. 1864 год.
Не буду больше мучить сете- и ютупоисториков вопросом. Причина проста: насколько плохо сработали бракоделы-изготовители формованной смеси, настолько добросовестно - формовщики-арматурщики. Армировочные элементы из ковкого чугуна, использовавшиеся в строительстве еще в 16-17 веках, держат распавшийся блок.
*
Еще Луксор. Этот блок архитрава над стутей Рамзеса в принципе не может висеть без сквозных стержней, причем нескольких.
Он же, вид снизу, 1870 год.
Между 1870 и 1880 годами.
Сейчас, разумеется, монолит как новый.
А это снимок комический. 1859 год. Строительный грунт уже убрали. Деревня строителей, ставшая ко времени допуска ученых и фотографов вполне респектабельным населенным пунктом, также убрана, но домик привилегированного сословия деревни еще стоит. Не во всех строительных городках был жесткий бесчеловечный режим, как в последнем лагере строителей на Гизе, где-то администрация из числа самих лагерников договорилась с прорабами и начала развивать свой населенный пункт с пользой для себя и поселка.
Нас же интересует лопнувший блок, на коем поставило часть своего домика местное привилегированное сословие. Какие еще вопросы к структуре блока?
*
Напомню уже показывавшиеся фокусы с гравитацией, объясняющиеся возведением данных объектов в индустриальную эпоху методом армированной формованной смеси, и пойдем смотреть новые.
Тайна висящей арки в Карнаке на фото 1856 и 1859 годов вызвала животрепещущие, очень забавные отклики историков ЖЖ, прочтите, не пожалеете.
К 1891 году часть армировочных элементов все-таки не выдержала, два блока отвалилось, и сооружение упростилось. Это фото с другой стороны, колонн Тутмоса III.
В этом упрощенном виде и зафиксировали конструкцию реставраторы, дополнительно, от греха подальше, укрепив стальными рельсами со сквозными анкерами. Абсурд остался. И единый древнеегипетский барельеф эпохи Нового Царства - тоже.
Чудесный карнакский мегалит. 1857 год.
Немного с другого ракурса.
Великолепное фото Бонфилса 1867 г. Помимо прекрасного распавшегося мегалита видны балки от мегалитов распавшихся и рассыпавшихся полностью. Чугун, разумеется. Карнакский Храм, без сомнений делался во времена, когда Каир был Вавилоном, а Египет - частью классического античного мира греко-римлян. Рецидив этих времен мы видели на первой в истории карте Карнака Ричарда Поукока, где он был Храмом Юпитера. И это максимум 17 век, эпоха чугуна.
Еще любимый Карнак. 1859 год. Много распавшихся блоков, каждый минимум двести тонн. Обломки висят.
Гипостиль. Распавшийся блок. 1869 год. Изображение отзеркалено.
Он же. 1880-е годы.
Тот же Карнак. 1856 год. Блок весом не менее сотни тонн полностью распался, но обломки не рассыпались, висят, сохраняя кубическую форму, даже несмотря на то, что находятся под нагрузкой.
Это снимок 1873 года. Распавшийся блок весом не в одну сотню тонн. Нижний обломок не упал, а только слегка провис.
А это 1909 год. Восстановительные работы вследствие катастрофы колонн 1899 года и общего неважного качества все еще идут. Хрупкий, но добросовестно армированный мегаблок по-прежнему висит в распавшемся виде, нижний обломок за 36 лет только немного сдвинулся в левую от фотографа сторону. У ковкого чугуна, удерживающего расколовшийся блок, есть некоторый запас пластичности.
*
Триумфальную арку Септимия Севера в Пальмире с повисшим на арматуре центральным арочным элементом и почти полностью рассыпавшимся блоком над ней фиксировали многие художники и фотографы. Этот абсурд полвека не волновал внематричного заказчика, хотя фактически сдавал сквозные металлоизделия в формованных элементах любому грамотному человеку.
Элемент повис из-за расхождения опор арки. Блок рассыпался из-за крайне низкого качества смеси, характерного для всех памятников Пальмиры.
После более чем полувековой паузы реставраторы зафиксировали элемент более естественным образом. Стягивать опоры не рискнули - развалится сооружение, воткнули вставку. А сейчас, после разрушения арки игилодебилами можно будет поставить памятник монументально.
Еще Пальмира. Бонфилс. 1867 год. Редкий пример добросовестной формовки при характерном для Пальмиры отвратительном качестве смеси. Блок перекладины этих ворот лопнул, но не упал, сквозной металл удержал его, а нагрузку приняли аналогичные элементы блоков перекрытия и правая (от нас) боковая стойка.
Внизу городушки Тадмора, городка строителей, преобразовавшегося, как и в Луксоре, из лагеря в респектабельную деревню, выселенную в 1930 году. Не обращайте внимания.
Бонфилс не был бы Бонфилсом, великим фотографом, если бы не снял это дело подробнее.
Эти же ворота, 1929 год. Видно, что толщина этого мега-блока значительно превышает высоту.
А это тот же вход в Храм Баала с другой стороны. Бесподобно безобразная пальмирская формованная смесь балки перекрытия входа лопнула аж в двух местах, но загадочно осталась висеть.
Фотография Гертруды Белл 1900 года.
К моменту реставрации даже обломки успели почти рассыпаться, поэтому ученые приставили форму и заполнили ее современной смесью, а остатки балки пристроили там, где им место.
Еще один пальмирский объект, башня Элахбель, 103 г. н.э. Тот самый счастливый случай, когда ученым ничего делать не надо. Перекрытие лопнуло пополам, но оно не несущий элемент, а просто филенка, элемент декора, нагрузку же держат другие элементы. Ничего этим половинкам не сделается, будут висеть как висели, поэтому ученые просто замазали щель, да и всё.
Старое фото пришлось отзеркалить - фотограф ошибся при печати.
* Арка Адриана в Афинах 131 года н.э., величественное сооружение, увенчанное композицией из коринфских колонн и пилястр, поддерживающих ионический архитрав, посредине которого расположен антаблемент с треугольным фронтоном, снимается с 1847 года. Ионический архитрав впервые внятно попал в объектив в 1850 году.
Видно, что архитрав лопнул, но не упал, как должны падать ионические и любые другие архитравы дочугунной истории, а только провис. На совесть проложили его чугуном камнетесы Адриана, тем самым сохранив от разваливания всю конструкцию для ЮНЕСКО и человечества.
Понятно, что и ученые-реставраторы, работавшие с 1890-х годов до на наших дней, аккуратно поддержали усилия строителей Адриана. Поднимать не рискнули - неизвестно было состояние и чугуна, удерживавшего части архитрава в воздухе, и самих частей, был риск развалить эти части совсем. Поэтому снаружи просто замазали щель между частями, не скрывая - а как ее скроешь?
Снизу подперли изрядным чугунным брусом. Который немедленно заржавел и практически слился по цвету с элементами Арки, также насквозь почерневшими вследствие коррозии чугуна. Простое изящное решение!
Проделав такое, уже не стоит стесняться ни чугунных закладных камнетесов Адриана.
Ни подпорок из эпохи стали.
А часть панели, дожившую до эпохи фотографий и снятую на дагерротип в 1847 году, на стекло в 1850 году, ученые снесли к зевсовой матери. И правильно. Без панели Арка куда величественней и интересней.
*
Еще Эллада. Прославленные Пропилеи Афинского Акрополя. Библиотека Конгресса определяет время снимка между 1900 и 1920 годами.
Крайний блок архитрава показывает, что прославленный Николаос Баланос уже поработал над памятником методом анастилоза. Но два лопнувших пополам блока этот великий специалист решил оставить как есть, оценив надежность и прочность армирования. Исправляли просчет великого уже последователи.
На чем держатся эти много тонн, если не на сквозной балке из металла?
Это невозможно по законам физики.
Особенно доставляет квадратный блок к нижней части перекрытия.
Он же, подробно, на фото Гертруды Белл. Видно, что мадам снимала после археолога. Вертикальный блок у стены успел отвалиться, но загадочным образом не упал, а повис. Хотя внизу (см. снимок археолога) нет никаких куч, на которые он мог бы упасть и замереть подобным образом.
Как ни старались Гертруда и археолог передать древность объекта, а объективно они таки-сдали постройку индустриальной эпохи.
* А это Новый Свет. Мезоамерика. Древний город Митла, построенный ок. 500 года н.э. Здесь подробно показывался. Фото 1862 года.
Стены совсем развалились. Но не перекрытие.
*
Эпически висел стотонный куб над входом Храма Бахуса в Баальбеке. Съемки той и другой стороны висящего куба показали причину такого вываливания и зависания. Два из армировочных элементов нижней части куба не были сквозными, они сломались либо выдернулись при обваливании куба. Верхнюю часть куба проложили добросовестно, элементы натянулись, прорезали пазы и куб, но уцелели.
Любуемся также двумя блоками над повисшим кубом, которые по законам физики так висеть не могут.
В порядке антифлудинга сетевых и ютупоученых - знатоков физики, рассказывающих про силы трения, сопромат и пр. В ежеквартальном отчете британского Фонда исследования Палестины, в 1873 году проводившего обследование Храма, приведены вычисления, показавшие вес этого повисшего куба в 100 тонн, двух блоков над ним - в 30 и 20 тонн. Читайте на стр. 159 отчета.
Сверзилось с исполинской стены Храма Бахуса и раскололось нагромождение древнеримских блоков, таинственными (но не для знающих о строительном грунте) технологиями поднятых наверх. Что не удивляет, учитывая качество ниже плинтуса всех памятников древности и руин памятников древности из наследия ЮНЕСКО и человечества. Выяснилось, что они сделаны из формованной смеси и проложены металлическими балками, мегалитической арматурой, цветным прокатом. Это именно цветмет, а не ковкий чугун, выплавляемый еще и в 17 веке. Чугун, даже ковкая модификация, использовавшаяся в строительстве вплоть до эпохи стали, расколется при таком падении и сгибе.
На всех последующих съемках арматуру вытащили, пазы пусты. У кого еще есть какие-то сомнения в происхождении этих пазов, каких полно на всех мега-блоках и конструкциях Баальбека? И не только Баальбека, естественно.
Продолжим рассматривать этот памятник.
Дважды в 1860-х годах были сняты пропилеи памятника с переломившимся пополам мега-блоком, который не может висеть по законам физики, если половины не связаны армированием.
*
Не все части Храма Бахуса подошли для ученых и человечества. Много городьбы древнеримлян второго уровня было снесено к сатурновой матери. Кстати, правильно; оставленный минимализм вполне достаточен. Многое и доделали, например, три мега-колонны. Сравните нынешний вид с тем, что видел в 1860-х годах Феликс Бонфилс. Любимое публикой сравнение "было-стало".
Самая большая удаленная часть - странный павильон на антаблементе на дальней (от нас) части входа в Храм. В показывавшемся проекте, представленном Робертом Вудом в 1757 году в книге Les ruines de Balbec, autrement dite Heliopolis dans la Coelosyrie , где еще планировалось делать девять колонн Храма Юпитера вместо окончательных шести, там действительно стояла абсурдная будка, и ее начали делать.
Но ученые скорректировали проект, и будку снесли. Тем не менее, она также дает представление о технологиях Баальбека.
Считается, что это фото 1880 года.
Обращаем внимание на повсеместные пазы, из которых вынули, срезав-сломав, чер- и цветмет, и на часть, отошедшую от блока архитрава, которая не обрушилась даже находясь под нагрузкой.
Еще одно фото отвалившейся части архитрава.
Подробно дырки и отпавший кусок. Видно, что насовали всякие разные профили - квадратный, круглый, прямоугольные... Эпоха проката цветмета и катанного чугуна.
И не зря старались!
Снизу видно, что прекрасное панно треснуло в двух местах, и части серьезно разъехались, но все-таки не упали. На радость сегодняшним иcторикам, туристам, ЮНЕСКО и человечеству.
И еще одно свидетельство отличной работы формовщиков с арматурщиками, на другой стороне Храма. Треснул пополам блок архитрава, трещина слегка разошлась, но блок остался висеть, а с ним и замечательные панно нижней стороны антаблемента.
В упомянутом отчете Фонда исследования Палестины 1873 года опредлелен вес этого высокохудожественного перистиля, приходящийся на одну колонну - 105 тонн, или 4 тонны на квадратный фут. Отмечено также, что он испорчен не только землетрясениями, временем и стихией, но и арабами, раскопавшими его ради извлечения металлического штыря. Quarterly statement - Palestine Exploration Fund. Volume 5-6 (1873-1874), стр. 159.
В этом месте в очередной, триста первый раз обращусь к бетоноголовым историкам сети и ютупоисторикам альтернативного и традиционного направлений. Уважаемые. Формованная смесь - это очень далеко не бетон, и никакие бетонные правила с ней не действуют. При затвердении, которое при больших формах длится неделями и месяцами, она постепенно теряет влагу и объем. При формовке в мягких формах, в так называемой полигональной кладке, при потере объема снаружи остаются "боссы" - распорки формы из той же смеси, но затвердевшей и не теряющей объем. При формовке элемента строения в жесткой форме, каковая использовалась в большинстве памятников Старого Света, потеря объема идет внутри, вследствие чего часто образуются полости, а пазы от армирования, если элемент армирован, расширяются, давая возможность вытащить армировочный элемент. Выше дана ссылка про то, как историками документально зафиксировано, что в Баальбеке местные жители вытаскивали металлические стержни из блоков для своих надобностей (хотя в реале это были те же строители, убиравшие металл в случае его открытия). Ни с каким бетоном это невозможно, а только со смесью, имеющей совершенно другие свойства, нежели бетон.
И два слова тем ученым сети и ютупоученым, которые затянут песни про реставрации. Хотя никаким реставраторам и кому бы то ни было физически невозможно вклинить армирование в блоки. Вытащить - можно. Но не вклинить. Первые раскопки Баальбека, даже не реставрации, инициировал кайзер Вильгельм II 11 ноября 1897 года. Первые немецкие экспедиции работали с 1898 года. Никаких археологов до этого, тем более реставраторов не было в Баальбеке. Книга о первых раскопках.
Еще один баальбекский объект Храм Венеры (3 в н.э.) чуть не рухнул на глазах историков, но был своевременно починен и сохранен для ЮНЕСКО и человечества, задолго до всех реставраций, тем же вневедомственным автором, что и строил памятники истории, ибо больше некому.
Вот так угрожающе лопнул и провис архитрав массой не в одну сотню тонн, перекрывающий всю конструкцию, в 1870 году. Удержалась бы она в случае обрушения? Очень сомнительно.
В 1890 году провисание стало совсем критическим, и поползли другие отколовшиеся части и архитрава, и перекрытия.
О динамике провисания дают представление изображения дофотографической эры.
На гравюре Робертса, посещавшего Баальбек в 1839 году, архитрав только что лопнул и еще не начал смещаться.
В 1844 году издание The Archaeological journal зафиксировало уже значительное смещение.
И только к 1900 году архитрав и перекрытие были спасены. Наверняка подводили основание из блоков, как в воротах Храма Бахуса, фиксировали стальной оснасткой, но это в объективы не попало.
Блок архитрава с барельефом на фасаде висел как минимум с 1851 года (более ранних снимков фасадной части не существует, судя по всему).
Продолжал висеть в 1867 году.
И лишь к 1870 году его зафиксировали надлежащим образом.
На чем висела эта многотонная глыба? Само собой, не на честном слове.
Традиция эта на Филе не нова. Колоннада Храма Изиды сплошь несет в архитравах такие же честные слова с того же 1851 года.
*
Храм в Курне, начатый Сети I в 1290 году до н.э., завершенный Рамзесом II в 1279 году до н. э., снимается с 1850 года.
1856 год.
Фото Бонфилса 1867 года.
Еще и в 1900 году не дошли руки у хранителей истории исправить армированное безобразие этой пары фараонов.
Ну а вот эти висящие обломки перекрытия на рисунке Робертса на фотографиях не находятся. С 1838 года - времени посещения памятника Робертсом до эпохи первых фотографий успели распасться к амоновой матери и упасть.
Памятник не самый топовый; взгляните, как выглядит в наши дни.
*
Храм Калабша построен при Октавиане Августе в 30 году до н.э. в честь нубийского бога солнца с красивым именем Мандулис. Перед постройкой Асуанской ГЭС Храм эвакуировали из зоны затопления.
1850 год.
К 1880 году висящие остатки блоков фасада все еще загадочно держались неведомыми силами.
При сравнении с рисунком художнеика-документалиста Робертса 1838 года видно, что трещин в остатках блоков ощутимо прибавилось, блоки заметно выкрошились.
Храм не из самых великих топовых, для знакомства - нынешний вид собранного на новом месте Храма. Разумеется ничего не висит.
* Прославленный Храм Рамзеса III Мединет-Абу, 1156 г. до н.э. Снимок 1856 года. Еще убирается песок и мусор. В этой повисшей части архитрава на вид не менее двухсот тонн, плюс лежащие обломанные части блоков перекрытия весят вроде того.
Край еще держат последние блоки рассыпающейся статуи, видимо Рамзеса. Повисший край не держит ничего. Вернее, ничего другого, кроме мощных балок из чугуна, не может его держать.
Заодно обратите внимание на посторонний чермет в теле колонн.
Это же место слома попадало в кадр двумя годами ранее, в 1854 году.
Реставраторы поставили вместо статуи откровенный бетонный столб, другую сторону зафиксировали закладными, сделав видимость одного блока перекрытия вместо двух, а колонны в римско-элинистическом стиле убрали к амоновой матери. И правильно сделали, у этого участка Храма достаточно величественный вид, незачем его загораживать еще какой-то постройкой.
*
Храм Дебода богине Исиде, начатый кушитским царем Адихаламани в 200 г. до н.э., продолженный Птолемеями VI, VIII и XII, законченный императорами Августом и Тиберием в начале I в н.э. Кто из них делал армированное перекрытие фасада, история умалчивает.
В 1960-х годах Храм попал в зону затопления, был подарен Испании и перевезен в парк де ла Монтанья, Мадрид. Испанцы, разумеется, собрали правильно, ничего не висит. Только пилоны перепутали местами.
*
Великий Храм двум богам Гору и Себеку Ком-Омбо, детище династии Птолемеев 180-47 годов до н. э. после удаления опалубного грунта потерял половину мегаблоков периметра. Неважно обстояли дела с качеством формованной смеси у Птолемеев, который раз убеждаемся. Но самый видный лопнувший пополам фасадный блок - слава Себеку с Гором! - уцелел. И радовал ценителей древнеегипетской архитекуры периода эллинистического влияния с 1850 года.
Обратите внимание, что и упавшие половины блока по правую сторону от фасадных не распались. Рухнули они вследствие разрушения угловой опоры ненадлежащего качества. Растащили их уже в следующие годы.
Трещина наметилась еще до работы Комиссии Наполеона, изучавшей памятники Египта в 1788-1801 годах, издавшей первый том с Храмом Ком-Омбо в 1809 году. Но половины еще не провисли, как полвека спустя.
Заметно увеличилась при Дэвиде Робертсе, посетившем памятник в 1838 году.
Слегка провиснув, половины висели и радовали ценителей следующие полвека после первой фотографии.
На внутреннем перекрытии мы видим еще один распавшийся мега-блок, висящий вопреки законам физики.
Вид изнутри на фасадный мега-блок, тогда же в 1850-х.
Только в 1900 году подвели стальную опору под это безобразие.
Ну а в наши дни Храм, естественно, как новый. Лучше, чем у Птолемеев!
Вот такими непростыми были отношения с законами физики у создателей истории - строителей памятников истории.
[Вынужден ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.