Фейковая археология. Чатал-Гуюк, неолитический город
Jan 07, 2024 13:57
Время вспомнить прекрасную, но слегка подзабытую статью, касающуюся немножко подзабытого поселения Чатал-Гуюк.
Что такое Чатал-Гуюк (или Чатал-Хююк - ближе к турецкой огласовке)?
Всякий человек, интересовавшийся историей, знает, что это неолитическое поселение, процветавшее 9,4-7,6 тысяч лет назад. А кроме того, это колыбель человечества, родина цивилизации, первый город на Земле. Слава о нем гремела в нулевые-десятые, в последние годы немножко подзабыт, но и сейчас на просторах можно найти тысячу статей и постов.
Некоторому забвению поспособствовало событие, ставшее мировой сенсацией. Статья о ней настолько прекрасна, что стоит привести основное.
Ученые назвали известного европейского археолога фальсификатором истории. Коллеги Джеймса Мелларта, побывавшие у него дома спустя шесть лет после его смерти, поняли, что тот десятилетиями дурил научный мир.
Один из известнейших европейских археологов, известный благодаря открытию в Турции поселения возрастом девять тысяч лет, спустя годы после смерти обвинен в подделке своих открытий.
Речь о получившем известность в научном мире исследователе неолитических поселений Чатал-Хююк и Хаджилар в Турции. Чатал-Хююк - крупное поселение эпохи неолита и энеолита в южной Анатолии, основанное охотниками-собирателями порядка 9500 лет назад. Остававшееся заселенным порядка двух тысяч лет, это место дало археологам возможность проследить зарождение и развитие сельского хозяйства и то, как одомашнивание животных оказывало влияние на человеческое общество.
Здесь были обнаружены не только древнейшие ткани и посуда, но и тысячи обнаруженных фигурок, большинство которых изображает собой животных или сидящих женщин.
Особо ценными для археологов сделали это место сохранившиеся настенные рисунки - одни из самых ранних, сделанных на построенных людьми стенах. Некоторые изображают геометрические узоры, охоту на зубров, мужчин с эрегированным фаллосом, ныне вымерших крупных животных.
Среди находок и фреска, выполненная охрой, которая по мнению многих ученых, представляет собой древнейшее изображение извержения вулкана. Однако подлинность многих из этих находок, сделанных Джеймсом Меллартом, теперь оказалась под вопросом. Чатал-Хююк был открыт Меллартом в 1961 году, умер он в 2012 году в возрасте 86 лет. Незадолго до смерти Мелларт попросил своих коллег-археологов и историков опубликовать его оставшиеся ненапечатанными открытия.
Занявшись этим делом, ученые, в числе которых Эберхард Цанггер, президент Фонда лувийских исследований, получили доступ в квартиру Мелларта. Ученые работали в его квартире и обнаружили то, что Цанггер называет «прототипами» фресок и настенных надписей, которые ранее Мелларт называл реально существующими.
«Он использовал один и тот же подход в течение полувека, - пояснил Цанггер изданию Live Science. - Сначала он получал чрезвычайно широкие и глубокие сведения о территории, которой интересовался. Затем он пытался использовать это знание, чтобы создать связную историческую картину».
По словам Цанггера, такой подход нередко встречается у историков и археологов. Отличие в том, что настоящие ученые ищут свидетельства, которые либо подтверждают, либо опровергают их догадки. Мелларт же, по утверждению Цанггера, подделывал рисунки артефактов и переводы якобы существовавших надписей, чтобы подкрепить свои теории. В 1995 году Мелларт написал Цанггеру о нескольких надписях, найденных в турецкой деревне Бейкёй, которые были написаны на древнем лувийском языке. Этот древний индоевропейский язык был распространен XV-X веках до н. э. в Хеттском царстве, он был расшифрован в начале XX века чешским ученым Бедржихом Грозным. Тогда Мелларт утверждал, что не умеет писать и читать на лувийском языке, но планирует опубликовать свое открытие в научной статье.
Ранее Цанггер выполнил пожелание Мелларта и опубликовал детали одной из надписей в журнале Proceedings of the Dutch Archaeological and Historical Society. В том тексте речь шла о событиях 3200-летней давности и рассказывалось о троянском принце по имени Муксус. Сам оригинал надписи не сохранился, а его копия была найдена в квартире Мелларта, который завещал опубликовать и расшифровать ее, если это не удастся сделать до его смерти. Мелларт утверждал, что копию снял французский археолог Жорж Перро еще в 1878 году близ деревни Бейкёй, а вскоре после этого местные жители использовали плитку с оригиналом при строительстве мечети.
Осенью 2017 года ряд ученых высказал сомнения в подлинности копии, предположив, что она может быть современной подделкой, изготовленной самим Меллартом или кем-то другим. Документы, найденные недавно в квартире Мелларта, свидетельствуют о том, что, несмотря на свои заявления, в действительности Мелларт знал древний лувийский язык и, видимо, сам придумывал красивые истории.
По признанию Цанггера, он чувствует себя преданным из-за того факта, что Мелларт попросил ученых опубликовать его подделки уже после своей смерти. «Он не колебался, когда речь заходила о возможном вреде чужим карьерам», - пояснил Цанггер.
Кроме того, им же в квартире известного ученого были найдены куски стен, на которых нацарапаны изначальные наброски фресок, которые по словам Мелларта, когда-то были найдены в Чатал-Хююке. Фотографии этих набросок, найденных в квартире ученого, публикуются Лувийским фондом.
Первые описания фресок были опубликованы Меллартом в 1962 году в журнале Archeology, и затем открытия публиковались в течение нескольких десятилетий. Некоторые из фресок не были сфотографированы, а были представлены лишь их зарисовки, в том числе - известное изображение якобы вулкана. Мелларт утверждал, что фотографировать их не удавалось, поскольку при прикосновении те рассыпались в пыль.
Сколько из «находок» Мелларта настоящие, а сколько фальшивые, пока установить сложно. «Он произвел смесь из опубликованных фактов, неопубликованных данных и воображения. Это просто невозможно распутать», - пояснил Цанггер.
Карьера Мелларта не всегда складывалась гладко. В 1964 году его заподозрили в помощи контрабандистам, вывозившим из Турции археологические ценности, за что власти страны запретили ему участвовать в раскопках.
[Вынужден ставить это.]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. Яндекс-кошелек 410013946572302.