НОВОСТИ ИЗ ПОДМЫШКИ-4 Будни иркутского ГИБДД.

Apr 29, 2013 17:15

Приглядывать за водителями на дорогах Иркутска выходят не только инспекторы ДПС. Раз в неделю полосатые жезлы берут в руки и «кабинетные» работники ГИБДД - из контрольных, регистрирующих и административных служб автоинспекции. Такие выходы в свет - ответ на стабильно высокую статистику аварийности, нехватку личного состава патрульных экипажей и разболтанную водительскую дисциплину.

Развод

У крыльца областного управления ГИБДД в ожидании инструктажа стоят около 40 инспекторов. Все они с офицерскими погонами. Как выясняется, многие из присутствующих - кабинетные труженики из Главка, контролирующих и регистрационно-экзаменационных служб ГИБДД. Дополнительные силы выпускают на дороги регулярно - раз в неделю, объясняет мне старший инспектор по особым поручениям ГИБДД области Алексей Тарбеев. Сегодня я работаю с Алексеем в одном экипаже, впереди - три часа усиленной работы.


Ровно в 16:00 автоинспекторы строятся в шеренгу. Разводящий зачитывает инструкции, делит автоинспекторов по постам, раздает экипажам позывные. На середине доклада появляется серьезный мужчина в полицейской форме. Докладчик прерывается на несколько секунд, и отдает ему честь. После всех вводных полковник берет слово.

- Возьмите все позывные, чтобы не было, как в прошлый раз, - по-начальственному грозит он подчиненным. - Сам буду объезжать посты, проверять работу. А теперь по машинам.

Старшим экипажей выдают ориентировки на угнанные и «левые» машины-конструкторы, а также так называемые машины-двойники и с просроченными госномерами. Общий список разыскиваемых авто уместился «всего лишь» на 3 листах мелким шрифтом. Алексей Тарбеев рассказывает, что отработка транспорта по выданным спискам - программа-максимум предстоящего рейда. Ведь поймать, к примеру, машину-двойника - это большая удача.

Как выявляют двойников? Камера автоматической фиксации выявляет нарушение, фотография и штраф отправляется владельцу машины по почте. А владелец приходит и говорит, например: «Я в этот момент вообще в Москве был, и машина не моя, и не я за рулем». Мы начинаем такую информацию проверять.

Так и выявляются машины-двойники. На две машины все одно - модель, госномер, документы. Только одна из таких легальная, а другая - угнанная. Остановит автоинспектор такое авто для проверки - и на первый взгляд не отличит оригинал от подделки.

- А не выглядит ли такое как попытка оправдаться? - спрашиваю я.

- А смысл ему нам врать? - удивляется Алексей. - За ложные показания у нас отвечают по закону.

На прошлой неделе везение было на стороне гаишников - одного двойника поймали в ходе прошлого рейда. Еще 5 подобных машин из известных автоинспекторам - до сих пор в розыске. Сколько еще двойников безнаказанно ездят по иркутским дорогам - не известно.


Заграничные нарушители

Для проверки автотранспорта инспектору нужно держать в голове много информации - знать все тонкости ПДД, одновременно сверяясь с выданным листком с госномерами разыскиваемых машин. Тормозить всех подряд водителей автоинспекторам просто не хватит сил. Потому усиление линейных экипажей - мера скорее вынужденная.

На постах - рутина. Тормозят гаишники за явные нарушения - нечитаемые и отсутствующие госномера, тонировку, повреждения на кузове. Уже затем выясняются и другие возможные прегрешения водителей - просроченные документы, забытые дома или просроченные права. В этом и состоит главная трудность работы автоинспектора - вычленить из общего потока действительно нарушивших правила дорожного движения.

Интересный «кадр» появляется на горизонте на выезде с Академического моста - машина с монгольскими номерами. Инспектор тормозит авто. В салоне двое - парень и женщина. Документы на машину в порядке, если бы не одно «но» - парень за рулем едет без прав.

- Чтобы въехать из Монголии к нам, нужно зарегистрировать машину на таможне, - инспектор показывает документ. - Таможенный документ выдается на полгода. Если человек ездит больше этого срока, то автомобиль задерживают. По бумагам у них все нормально.

У патрульной машины тем временем выстраивается небольшая очередь, человека три. Женщина по имени Байгхэ (в переводе на русский - Байкал), владелица машины, пристраивается к крайнему ожидающему. Нарушительница сносно говорит по-русски. Поняв, что я тесно общаюсь с автоинспекторами, она обращается ко мне с просьбой:

- Вы им скажите, чтобы отпустили, пожалуйста, - жалуется Байгхэ, скромно улыбаясь. - Это он мой родственник, за руль сел, я сама город дороги не знаю, боюсь. Так не будем больше.

Я, как и обещал, передаю ее слова автоинспектору.

- Думаю, ее в итоге отпустят, - объясняет Алексей на мой вопрос о судьбе женщины. - Документы на машину в порядке, да и сама иностранка не похожа на злостную нарушительницу. Только вот тонировку придется снять, и то, что парень без прав за рулем, выпишут штраф. Лютовать автоинспекторы не СОБИРАЮТСЯ.

Богатая фантазия

Про тонировку, кстати, особый разговор. Даже спустя столько месяцев после введения запрета на тонировочную пленку гаишники регулярно ловят водителей, не желающих ездить «как лох в аквариуме». Автолюбители придумывают самые невероятные отговорки, насколько хватает фантазии. Один из наглядных примеров встретился возле Академического моста, едва мы с Алексеем отъехали от поста. В потоке машин замечаем глухо тонированную «Ладу», автоинспектор по громкой связи заворачивает нарушителя в ближайший остановочный карман.

- А что у меня не так? - парень за рулем, кажется, совсем не понимает причину задержания.

- У вас тонировка, - спокойно объясняет очевидный факт Алексей.

- Так измеряйте, - наглеет водитель «Лады».

- У меня прибора нет, придется проехать на пост, - объясняет Алексей. - Но тогда все мы потеряем время. Либо исправляйте на месте.

А дальше начинается цирк. Водитель сыплет фактами - это не его, а служебная машина. А тонировка нужна, чтобы безопасно перевозить по городу большие суммы денег. А сейчас он почему-то едет на «служебной» машине по личным делам - спешит за подарком своему ребенку. И вообще, он работает в следственном комитете на гражданской должности. Как связаны служба в госструктуре и перевозка больших денежных сумм - не понятно.

Когда поток оправданий иссякает, автолюбитель сдается. На боковых стеклах, как оказалось, наклеена съемная пленка - ее достаточно легко снять, наложить на поверхность полиэтилен и убрать в багажник, чтобы наклеить на стекла чуть позже.

- Вы же понимаете, что я сейчас отъеду и приклею обратно, - аккуратно поддевая край тонировки, нагло усмехается парень.

Впрочем, Алексей не выглядит расстроенным. Его спокойствие объясняется просто - дело дошло до снятия тонировки на лобовом стекле. Здесь пленка оказалась несъемной. Парень это понимает и предпринимает вторую попытку уклониться от ответственности - бесполезно. Со злостью водитель обрывает куски пленки, забирает документы и, процедив что-то на прощание автоинспектору, срывается с места.
Еще один, более продуманный автовладелец, задержан на посту по улице Ширямова. Мужчина встал возле своего «Субару» с опущенными боковыми стеклами, заявив, что у него сломались стеклоподъемники. Под напором гаишников нарушитель все же сдается. Сразу же чудесным образом стеклоподъемники снова начинают работать, и мужчина вынужден содрать тонировку под угрозой изъятия госномеров.

Нечитаемые номера

На правобережной развязке Академического моста подозрительно себя повел один из водителей - «притопил» по дороге, едва завидев патрульную машину. Странная деталь - машина чистая, а госномер нарочно оставлен грязным, ровно по кромке. Мало ли чего у водителя на уме? Алексей бросается в погоню.

К счастью, долго нам гонять не пришлось - красный свет на перекрестке 7-й Советской и Седова остудил пыл водителя. Нарушитель прижимается к обочине. Нечитаемый номер, кажется, парня совершенно не смущает.

- Командир, номер же читаемый, - убеждает автовладелец.

- Мы сейчас будем спорить у кого зрение острее? - парирует Алексей. - Устраняйте неисправность на месте. Или же будем выписывать штраф.

Парень идет к машине. Слегка смахивает грязь с номера сухой тряпкой.

- Так нормально? - грустно обращается водитель к автоинспектору.

- Нет, код региона не видно, - приглядывается Алексей.

Парень еще раз через силу протирает фрагмент госномера.

- Пойдет? - сквозь зубы цедит парень.

Алексей одобрительно кивает и отдает автовладельцу документы. Бросив через плечо: «счастливо, командир», парень садится в машину и уезжает.

Недавно инспекторы поймали еще одного любителя скрываться от камер видеофиксации. Автовладелец не поскупился и установил на машину радар-детектор и специальные шторки на госномера. Радар ловит работающую на дороге камеру и закрывает номер в момент проезда мимо видеофиксатора.

Закон как враг

Конечно в ходе рейда выявлялись и другие нарушения - нечитаемые номера или же их отсутствие, езда без прав, просроченные «транзиты» и страховки, перевозка детей без спецкресел и прочее. Нынешний рейд прошел относительно спокойно, отмечает Алексей.

- На прошлой неделе было гораздо интереснее, - рассказывает Алексей. - Поймали двойника, еще одну в розыске, с измененными номерами агрегатов, аннулированными госномерами. Для участников рейда возможность выбраться из кабинетов и оторваться от бумажной работы - большая радость. Несколько часов постоять на дороге, с водителями пообщаться.

Однако усиленные патрули не могут коренным образом переломить высокую статистку аварийности в Приангарье. Инспекторы признают, что мягкое административное законодательство - одно из главных зол современных дорожных проблем, и не скрывают грусти по отмене так называемой балльной системы штрафов, действовавшей в России до середины 90-х годов. Водители с большим стажем наверняка еще помнят, как за нарушения ПДД автовладельцам делали просечки в талоне. Набираешь правонарушений на 15 баллов - лишаешься прав.

- Балльная система решала вопрос водительской дисциплины, - припоминает Алексей. - За каждое нарушение правил водителю начислялись баллы. В итоге получалось, что злостные нарушители становились самыми дисциплинированными на дороге. Ведь одно-два нарушения, и все - права изымают. Одновременно с этим не было проблем с оплатой штрафов - пока водитель не погасит штраф, права ему не возвращали. Тут у автовладельца было только два варианта - заплатить на месте по квитанции или же ехать в батальон ГИБДД и оспаривать решение инспектора. Когда все это отменили, водители сразу почувствовали свою безнаказанность.

Существующая же сейчас система наказания водителей совершенно их не пугает. Штрафные квитанции могут пылиться в бардачке годами. А от любых, даже самых страшных прегрешений на дороге автовладелец может уклониться, как показало недавнее расследование IRK.ru.

Существующая же сейчас система наказания водителей совершенно их не пугает. Штрафные квитанции могут пылиться в бардачке годами.
- Водители сейчас четко понимают свою безнаказанность, - рассказывает Алексей. - Теперь и прав лишить порой невозможно, опытный юрист за деньги может развалить дело даже за езду в пьяном виде или оправдать виновника крупного ДТП с пострадавшими. В первый же год после отмены балльной системы резко, в разы, подскочила статистика аварийности, смертности и травматизма на дорогах. И переломить эту тенденцию нам до сих пор не удается.

***

Конечно, в нашем обществе сильна страсть к обобщениям. Единичные криминальные эпизоды с участием полицейских люди автоматически транслируют на всю правоохранительную систему. Однако гаишники продолжают стоять на дорожном посту при всем несовершенстве имеющихся законов и серьезном кадровом голоде после недавней полицейской реформы. Кроме того, выслушивая необоснованные претензии и откровенное хамство в свой адрес от водителей. Одновременно с этим ГИБДД как может перебарывает «внутреннего зверя» - нечистых на руку или халатных коллег. Поэтому при встрече с честным дорожным постовым обязательно нужно сказать простое слово «спасибо» - они действительно заслуживают простой человеческой благодарности.
взято тут:http://www.irk.ru/news/articles/20130429/features/?utm_source=twitter&utm_medium=microblog&utm_campaign=twitter1

рейд, ГИБДД, водители., проверка.нарушение, патруль, халатность, авария, Иркутск.

Previous post Next post
Up