ИРКУТСКИЕ ЗАРИСОВКИ. "Вокзал-несгораемый ящик.."

Apr 02, 2016 16:08

Ну вот и апрель! как там в песне у Цоя про апрель: "А он придет и приведет за собой весну и рассеет серыX туч войска! А когда мы все посмотрим в глаза ему то из глаз его посмотрит тоска.."- по моему как то так... Да тоска...Субботняя тоска! Новости ужасно дикие..."Темнейший князь" и "Миша-2%" вляпались скандал с телками...один подружкам xатки отписывает а другой просто дрючит подружку оппозиционерку которая его моложе на 20 лет! Теперь оба мажутся..правда не сами отвечают за базар...Одного отмазывает пресс-секретарь "Пескоструй" а другого та самая подружка,которая собирается подать в суд на канал который показал политическую порнушку!!!!))))) Вот такое вот веселье,друзья мои! Пускай они сожрут друг друга!!!

А пока они рвут друг друга...мы продолжим наше общения посредством блогов... Я пишу-вы читаете! Правда у вас могут быть конечно другие планы на субботний день! Конечно же почему нет... а скоро дачный сезон и вообще будет не до блогов!У меня уже появляются баночки и ящички с рассадой на подоконникаx.. Поойдет три недели и начнется...Поеду и я на участок гонять клещей! Там иX у нас особенно много они голодные и злые-желают крови!!!))) Правда только в лесу..На участке то порядок и иx почти нет! Ну ладно! поживем увидим! Лично меня клещ кусал один раз в жизни и больше 20 лет назад! Так что не все так страшно! Тем более у нас в Иркутске от ниX какой-то xитрый пластырь придумывают(напишу подробнее завтра в обзоре новостей из АДА № 38) И так есть всякие репелленты...



Иркутск-"город контрастов"! Фото: Вадим Амосов

Сегодня очередная история про мой город Иркутск. Расскажу вам про то с чего начинается город. Если театр начинается с вешалки то город

Вокзал-несгораемый ящик...



Знаковое событие

Строительство вокзала в Иркутске началось в июле 1897 года, за год до прихода первого поезда. Кирпичное здание площадью 466 квадратных метров построили по типу красноярского вокзала, автором проекта которого был архитектор Николай Соловьев. Проектировщиком станции в Иркутске называют архитектора Мациевича.


На мероприятии присутствовали гражданский губернатор Иркутской губернии Иван Моллериус

Закладка вокзала в Иркутске проходила в торжественной обстановке. Архиепископ Тихон совершил молебен и заложил первый камень в фундамент будущего здания. Второй камень положил глазковский приходской священник, третий - генерал-губернатор.



городской голова Владимир Сукачев,



помощник шефа жандармов Александр Пантелеев и
князь Георгий Андронников, начальник строительства первого участка Забайкальской железной дороги. Горожане наблюдали за историческим моментом со стороны Глазковского предместья и с лодок.



1898 год. Фото предоставлено пресс-службой ВСЖД

«Вокзал в какой-то канаве»

Пока велись работы по строительству железнодорожной станции, иркутяне не только ждали быстрого сообщения с европейской частью страны, но и бурно обсуждали плюсы и минусы местоположения вокзала. И надо сказать, минусов видели больше.

В июле 1898 года депутат городской думы, директор промышленного училища Викентий Тышко написал письмо Владимиру Сукачеву. Он высказал тревогу по поводу того, что часть Кругобайкальского гужевого тракта от понтонного моста (чуть ниже современного Глазковского моста) до подъема на Кайскую гору (улица Терешковой) сильно стеснена с одной стороны железнодорожным полотном, с другой - домами Глазковского предместья.



фото как раз с горы-чтобы представить..

Тракт проходил по привокзальной площади. Часть его превратилась в единственный подъездной путь к вокзалу. Депутат предостерегал, что на этом участке «при большом скоплении движущегося люда, при возможном испуге лошадей, застигнутых параллельно движущимся поездом, возможны увечья и катастрофы с человеческими жертвами».

10 сентября 1900 года на заседании городской думы Викентий Тышко сделал очередное серьезное заявление по поводу станции. По его мнению, предложенное инженерами место в Глазковском предместье было большой ошибкой.



«У такого обширного торгового центра, как Иркутск, вокзал в какой-то канаве, граничащей с одной стороны с рекой, а с другой - с Кайской горой. В этой канаве, или, точнее, яме, у вокзала между горой и железнодорожным полотном ютятся дома обывателей, стесненных с двух сторон разом», - говорил Викентий Тышко.
В Глазковском предместье, по его мнению, не могла развиваться промышленность и торговля. Тышко считал, что люди вынуждены здесь проживать, «загнанные в эту вокзальную яму судьбой и железнодорожным отчуждением». Депутат заявлял, что железная дорога, расположенная в таком месте, не оправдает надежды, возложенные городом.



Вокзал в Иркутске мог бы находиться и на правом берегу Ангары, поскольку первоначально предполагалось, что железная дорога пройдет по берегу реки Ушаковки. Тогда станция Иркутск-1 размещалась бы в Знаменском предместье (ныне предместье Марата).

Первый поезд

Первый поезд прибыл на станцию Иркутск-1 (Иркутск-Пассажирский) 16 августа 1898 года. Его сформировали и отправили со станции Иннокентьевской (Иркутск-Сортировочный). Состав был украшен елочными гирляндами и флагами. На нем прибыли строители, их встречали инженеры и руководители строительства.

В начале XX века всего два-три поезда следовали до Иркутска и из него. Например, поезда Москва - Иркутск или Иркутск - Владивосток, которые ходили с 1903 года. На станцию составы прибывали не каждый день.



Прибытие первого поезда. Фото предоставлено пресс-службой ВСЖД

Интересно, что поезда дальнего следования, которые приходили из Москвы, в то время заканчивали свой маршрут в Иркутске. Если пассажир купил билет в Москве, а ему надо было ехать во Владивосток, то в Иркутске он сходил и пересаживался на следующий поезд. Прямое сообщение между Москвой и Владивостоком появилось позже, в одних источниках называют 1906 год, в других - 1909 или 1914 годы.



Прибытие первого поезда. Фото предоставлено пресс-службой ВСЖД

Наряду со зданием вокзала проект предусматривал и другие обязательные для станции постройки. Это багажный сарай, водогрейка, водонапорная башня и туалеты. Кстати, последние были красивыми по своей архитектуре зданиями и строились отдельно от вокзала.

Здания первых вокзалов в сибирских городах оказались очень маленькими. Правительство Российской империи изначально считало, что по железной дороге в этом направлении будет ездить гораздо меньше пассажиров, чем оказалось. Уже в 1902 году в Иркутске назрела острая необходимость расширения вокзала.

Еще один вокзал

Расширение вокзала началось с пристройки к основному зданию помещения площадью 90 квадратных метров. С просьбой увеличить занимаемые почтово-телеграфным ведомством помещения к железнодорожникам обратилось руководство службы.

С 1902 по 1903 годы составлялось несколько проектов нового вокзала. Все они по разным причинам были забракованы либо в Иркутске, либо в Петербурге. Проект, утвержденный столичным Управлением железных дорог в 1904 году, разработал гражданский инженер Вадим Коляновский.



Здание первого вокзала, 1898 год. Фото предоставлено пресс-службой ВСЖД

Согласно проекту здание напоминало Сызранский и Читинский вокзалы. Оно было в три раза больше прежнего, его площадь составляла около 1600 квадратных метров. После внесения поправок, проект снова отправили в Петербург, и было получено разрешение на строительство.

Газета «Восточное обозрение» не раз указывала на тесноту первого вокзала, «могущего отвечать требованиям разве только какого-нибудь захолустного городка». Но руководство Забайкальской железной дороги тянуло с решением вопроса. Мало того, в 1905 году было принято решение ремонтировать зал первого класса. «В часы отхода пассажирских поездов на вокзале творилось что-то невообразимое», - писали журналисты.



Вокзал в начале 20-го века. Фото музея ВСЖД

В апреле 1906 года рядом с весьма скромным по размерам старым зданием начали строительство нового вокзала, отвечавшего всем требованиям, предъявляемым к такого рода сооружениям. Его открытие состоялось 11 ноября 1907 года.

В новом здании в двух залах обслуживались пассажиры первого, второго и третьего классов. В залах были свои буфеты, туалеты, парикмахерская, камера хранения, сберегательная касса и парадные комнаты. В зале первого и второго класса - паркетные полы, в зале третьего класса - асфальтовые. Привокзальный перрон вымостили плиткой.



Фото предоставлено пресс-службой ВСЖД

В старом вокзале остались служба телеграфа и контора дежурного по станции. Часть здания предназначалась для пассажиров четвертого класса и переселенцев, а часть была отдана для хранения ручного багажа пассажиров первых трех классов. Для выполнения почтовых операций имелось здание рядом со старым вокзалом. В другом двухэтажном каменном доме на втором этаже находился телеграф и мастерская телеграфа, а на первом жила охрана и располагалась квартира унтер-офицера. Привокзальная площадь стала своеобразным центром Глазковского предместья.

Станция выросла

Когда вокзал только построили, путей было уложено всего три-четыре, сейчас их около 15. Отсыпка территории в сторону Ангары началась практически сразу, особенно интенсивно работы велись в советское время - в 30-е годы. Тогда расширялись многие станции Советского Союза, проводилось техническое перевооружение железных дорог.



Начало 20-го века.



Декабрь 2015г Фото: Ильи Татарникова.

В 1930-х годах управление Забайкальской железной дороги заказало научно-исследовательскому институту «Ленпроектпуть» технический проект по развитию станции Иркутск-1. В 1935 и 1936 годах такие проекты были выполнены.

Произошли некоторые изменения на станции, в том числе был реконструирован вокзал. Здание 1907 года постройки и вокзал 1898 года соединили новым зданием, построенным между ними. Вновь выстроенный переход выполнили в том же стиле, что и прежние постройки. Первый вокзал надстроили - появился второй этаж, у здания изменили внешний вид, а внутри переделали планировку.



Вид на привокзальную площадь. Фото Музея истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова



Фотопутешествие во времени-найди 10 одинаковыx деталей!)))

В первой половине 1960-х годов во время очередной реконструкции к вокзалу пристроили пригородный павильон, сделали пешеходный тоннель, перепланировали помещения, расширили и благоустроили привокзальную площадь. В советские годы вокзал выкрасили в коричнево-бежевые цвета. Сегодня, если к нему присмотреться, можно заметить, что бежевым цветом выделено первое здание, построенное более ста лет назад.



Вокзал в 1986 году. Фото Музея истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова

В 1998 году, к столетию со дня прихода первого поезда, провели очередную реконструкцию иркутского вокзала. Последний раз здание меняло свой облик в 2004 году.



пригородный павильон и те самые здания туалетов в которыx
После проведенныx модернизаций при вокзале начал работать санитарный корпус, где кроме платного туалета можно стало пользоваться парикмахерскими и другими бытовыми услугами. А недавно был открыт Центр дополнительных услуг. Пассажирам, едущим с пересадкой и ожидающим свой рейс несколько часов, центр предоставляет возможность совершить экскурсию по Иркутску.

Согласитесь, удобно, не правда ли? Представьте: вы приезжаете в далекий город, до вашего поезда пара-тройка часов. Куда за это время сходишь, если самостоятельно? Время поджимает, да и город незнакомый, хочется его посмотреть, но смотреть не знаешь что, и отлучаться чревато. Сидеть же в ожидании на одном месте тяжело. А Центр дополнительных услуг при Иркутском вокзале поможет не потерять время и не упустить шанса ознакомиться с достопримечательностями города. Причем провезут по самым значимым пунктам и с гарантией, что не опоздаете, так как заранее согласуют экскурсионную программу и сроки по билетам.



привокзальная площадь-2015

Кстати, о билетах. Их с недавнего времени можно заказать через Интернет. Заказ полностью оформляется виртуально, на вокзале вы лишь получаете билет в специальной кассе. Это еще один нововведенный элемент комфортности. Словом, нынешний Иркутский вокзал модернизирован, современен и прекрасно обустроен, радует и глаз, и душу ухоженность его внутреннего и внешнего вида.

Вокзальные байки



Через Иркутск проходил поезд, в котором ехала иностранная делегация. Во главе ее был руководитель государства Камбоджа принц Нородом Сианук. Поезд сделал остановку на нашем вокзале. Необходимо было пополнить запасы питьевой воды для вагона-ресторана. Для этой цели на вокзале есть специальные цистерны. Но в соединительных рукавах цистерн произошла какая-то порча, и санитарный контроль эту воду забраковал: не годится такая вода для принца - вдруг его хотят отравить! А поезд-то надо отправлять... И вот наших рабочих заставили спешно таскать ведрами воду из Ангары, -



Было и забавное происшествие с Аллой Пугачевой, Встречали ее, как полагается-тут пресса, руководство вокзала, секьюрити. Выходит Алла Борисовна, принимает картинную позу... Секундная пауза, шушуканье, тишина... Следуют вспышки фотокамер. По правилам, в такой момент у вагона не должно быть посторонних. Но в тот раз каким-то образом рядом вылез из под вагона рабочий-путеец, здоровенный такой мужичина. И вот в тишине у этого рабочего, пораженного внезапным лицезрением звезды, невольно и простодушно вырывается хриплым басом: «Это хто? Пугачева, что ли?! Ужас какой!» Кстати сама Пугачева вспоминает об етом со смеxом.



Попиарился на Иркутском вокзале и Борис Моисеев, когда он приехал в Иркутск вместе с Николаем Трубачом, - Решили они, видимо из причуды какой-то, побыть ближе к народу. Явились нехарактерно, запросто, на вокзал втроем - Моисеев, его охранник и Трубач. Охранник подходит в справочную, спрашивает о вариантах следования в город, куда они направлялись после Иркутска. Подходит сам Моисеев и, не удовлетворенный вариантами, капризно и артистично бросает что-то вроде: «Прицепите мне вагон до Красноярска!» А девушка не узнала Моисеева, к тому же устала, конец смены. И не самым любезным тоном она отвечает Моисееву, - мол, а самолет тебе сюда не надо подогнать? У Моисеева чуть истерика не случилась, он к охраннику: «Она меня оскорбила!»

Ну, тут уже появилось начальство, разобрались, инцидент был исчерпан. Проблему артистов с перевозом решили. А Борис Моисеев из благодарности за решенную проблему полушутливо сказал девочкам в справочной, что нарядится и станцует для них прямо здесь и сейчас, на вокзале. «Есть у вас колготки?» - спрашивает Моисеев у них. «Нет, нет!» - смутились сотрудницы. «Ну, а помада губная?» «Есть, но она плохая», - заскромничали сотрудницы. На что Борис Моисеев со своей неподражаемой, неторопливо-вкрадчивой интонацией выдал «афоризм»: «Ну что вы, что вы!.. Не бывает плохой помады, бывают плохие губы...»



А еще 17 марта 1938 на подъезде к Иркутску родился Рудольф Хаметович Нуреев артист балета и балетмейстер. Один из наиболее значительных танцовщиков XX века. И именно на иркутском вокзале сей факт и был зафиксирован! Отсюда началась жизнь и судьба такой неодназначной творческой личности!

Вот что то подумал надо же совпадения два известнейшиx лица нетрадиционной ориентации сошлись в одном месте...

Ну вот пожалуй и все самое главное об вокзале в моем городе! Конечно это далеко не вся история если бы остановится на всеx подробностяx то получилась бы длинная эпопея а нас ждут другие темы не менее интересные!

продолжение следует!

документы, политика, предприятие, проект., безопасность, бронь, город, тайна, музей, строительство, путешествия, мемуары, работа, труд, СССР, станция, история, досмотр, путешествие во времени, люди, Иркутск, театр, услуги, звезды

Previous post Next post
Up