Оригинал взят у
steissd в
Достоевский вместо простой геополитики Мне не даёт покоя вот эта фраза Достоевского из «Дневника писателя»: «Нам нужна эта война и самим; не для одних лишь «братьев-славян», измученных турками, подымаемся мы, а и для собственного спасения: война освежит воздух, которым мы дышим и в котором мы задыхались, сидя в немощи растления и в духовной тесноте».
Обратим внимание на то, что в отношении «братьев-славян» Фёдор Михайлович не питал никаких особых иллюзий и прямо писал в другом месте, что при случае они сдадут Россию с потрохами (что и произошло в частном случае с Болгарией, которая в обеих мировых войнах была союзницей Германии, хотя напрямую против России и не воевала - однако болгары участвовали в немецкой оккупации Румынии в 1915 году). То есть, ради благополучия болгар едва ли стоило бы идти воевать. И никаких геополитических аргументов он тоже не выдвигает - скажем, об улучшении международных позиций России после победы над турками (это, кстати, тоже произошло и позволило нейтрализовать последствия поражения в Крымской войне, но это входило в круг забот сановника Горчакова и монарха Александра-Освободителя, а не писателя Достоевского). Он рассматривает войну, как действие, обладающее самостоятельной ценностью, вне зависимости от преследуемых целей, хотя, конечно, если цель благая, то это ещё лучше.
В принципе, эта идея не нова, и то, что Достоевский отразил в публицистике, Гоголь дал в художественном произведении устами своего героя: «Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять». И в дальнейшем делает всё, чтобы эта война состоялась, хотя объективных причин для этого не было. Был использован и информационный вброс, о жидах, взявших в аренды церкви и польских ксендзах в таратайках, запряжённых не лошадьми, а православными христианами (Геббельс родился уже после смерти Гоголя, но максима о том, что чудовищная ложь кажется достоверной, видимо уже существовала) - для разжигания воинственности толпы на Сечи и создания квазирационального предлога для войны, хотя реальный повод изложил один из выступавших: «Потом опять в рассуждении того пойдет речь, что есть много таких хлопцев, которые еще и в глаза не видали, что такое война, тогда как молодому человеку, - и сами знаете, панове, - без войны не можно пробыть. Какой и запорожец из него, если он еще ни разу не бил бусурмена?».
Едва ли речь шла о наличии навыков владения оружием - это можно выработать и в ходе учений. Российская армия более 10 лет ни с кем не воевала, но показала себя вполне боеспособной в нынешнем конфликте на востоке Украины, видимо «Табуреткин» реально повышал её боеспособность, а наезды на него шли со стороны уволенных в запас излишних генералов, лишившихся возможности строить дачи силами подчинённых - последних заняли боевой подготовкой и освоением матчасти. Речь шла именно о поддержании агрессивного духа, без которого никакая степень подготовленности не поможет развязать агрессивную войну: народ, вкусивший мира, будет против.
И это наводит на мысль, что сторонники такого подхода втянули Путина в войну на Донбассе именно ради того, чтобы покончить с мирной расслабленностью общества и его обмещаниванием. Санкции и их последствия, кстати, играют в их пользу, поскольку разрушают потребительское общество: без денег и товаров много не напотребляешь.
Недавно переводил какую-то западную аналитику про санкции (кстати, вполне оптимистически оценивающую возможности России пережить трудные времена), там утверждали, что импорт может сократиться на $180 миллиардов. Мне кажется, что замещению при этом, если получится, подвергнутся изделия оборонного назначения, продукция нефтяного машиностроения для поддержания нефтянки в работоспособном состоянии и товары первой необходимости, а вот предметы второй и третьей необходимости станут доступными только элите, а средний класс окажется отрезанным от них так же, как и во времена СССР.
То есть, Путин руководствовался сугубо геополитической прагматикой: опасаясь, что новые украинские власти выгонят ЧФ из Севастополя, забрал Крым. Но его втянули в боевые действия на Восточной Украине явочным порядком, начав там гражданскую войну и запустив в медиапространство слух об участии в этом Российской Армии на самых ранних этапах. Эти слухи были очень радостно встречены населением, которое долго разогревали в этом направлении лозунгами о вставании с колен и прочими апелляциями к архетипам, без кавычек заимствованными у противника по ВМВ, и президент был поставлен перед фактом: если бы после этого он не поддержал гирькиных, то его рейтинг достиг бы отрицательных величин, вспомним, что стало с первым кошевым, желавшим сохранить мир, у Гоголя - его ушли самым демократическим образом.
Народ долго разогревали, натравляя на пошлость, неизменно сопровождающую материальное благополучие: на гламурных кис, на «Дом-2» (отдельно на бездуховных персонажей этой передачи, отдельно - на Собчачку, осмелившуюся выставить их на всеобщее обозрение как вариант нормы), на Ускова, у которого хватило дерзости написать о том, что он намазал пумперникель джемом из кумквата. Эти персонажи не более, чем комичны, но манипуляторы умело провоцировали в их отношении не стёб, которого они заслуживали, а «праведный гнев», как если бы Усков заработал деньги на пумперникель тем, что расчленял соотечественников живьём и продавал их органы. Для разогрева более оппозиционно настроенной аудитории, которая просто не смотрит всякую гламурную фиготень и не считает её чем-либо опасной, была вброшена недостаточно хорошо владеющая родным языком Света из Иванова, олицетворяющая старомещанскую пошлость, как будто взятую из провинциального бытописания конца XIX века, но при этом вполне лояльная к правительству.
Самого Путина разогреть такими способами было едва ли возможно: он, как бывший разведчик, слишком умён и циничен. Но его поставили в такие условия, когда он должен был либо идти на поводу у любителей духоподъёмных войн, либо сложить палицу (см. эпизод переворота в Запорожской сечи у Гоголя) и уступить место тому, кто сам поддерживает подобные идеи совершенно искренне, а не под давлением обстоятельств.
О том, что сам Путин отнюдь не в восторге от подобного развития событий, свидетельствуют и Минские соглашения (и я не уверен, что их нарушали с его санкции, скорее всего, его опять же ставили перед фактом: соглашения нарушены, а умело разогретый электорат этому очень рад), и его призыв год назад отложить референдум в Донецке и Луганске до лучших времён - проще говоря, до морковкина заговенья. На что якобы посланные им смутьяны не пошли, иными словами, они, может, и исполняли приказы, но не путинские.
Кто именно стоит за «кошельком» этой авантюры, олигархом М., трудно сказать. Едва ли Кадыров: его вполне устраивает статус, подобный статусу дореволюционного бухарского эмира, чью династию Мангыт за лояльность престолу изрядно подкармливали из государственного бюджета РИ, и никакие великие потрясения ему не нужны, тут можно нечаянно и головы лишиться, а у него, в отличие от Змея Горыныча, она всего одна.
Одним словом, не того человека украинские националисты называют «х**лом»: он, скорее всего, так же как и они сами, является заложником чьей-то большой, рискованной и подлой игры, одинаково невыгодной как русским, так и украинцам. Украинцам понятно чем, а русским тем, что из них под шумок пытаются вытопить жирок, накопленный за период стабильности, и вернуть в эпоху убогого быта для т.наз. «быдла» на фоне таких привилегий элитариев, которые не снились не только какому-нибудь секретарю обкома партии в 70-е, но и самому Брежневу. Хороший пример подаёт людоедская династия Кимов из С. Кореи, упивавшаяся роскошью даже в те годы, когда тамошнее население вымирало от голода.
А чья это игра, холера его знает. Кого-то из тех, для кого цитата из Достоевского, приведённая в начале материала, является не просто частью русского культурного наследия, не менее противоречивого, чем у любого другого высококультурного народа (а русские однозначно относятся к числу высококультурных народов, давайте отбросим пропагандистские штампы украинской военной пропаганды - свои гопники и жлобы есть у всех без исключения народов, но не они определяют культурный уровень этноса или нации; солдат Орешкиных больше, чем Пушкиных, Менделеевых и Павловых, но символом нации служат всё же последние), но прямым руководством к действию.