Итак, я прошла первый (из шести) миров Paper Mario: Sticker Star, и хочу поделиться своими впечатлениями.
Сперва было трудно привыкнуть, что это - совсем не ролевая игра. Здесь нет опыта, уровней и навыков (в Марио-серии они заменяются бейджами - их тоже нет). По сути, это платформер с кучей головоломок и пошаговыми боями. Все завязано на наклейках - и решение загадок, и сами битвы: без наклеек Марио - полный ноль, все удары и приемы - тоже наклейки. Если их нет - пиши пропало, герой даже простой прыжок в сражении выполнить не может. Все наклейки одноразовые, а их количество, которое можно взять с собой, ограничено местом в альбоме. Вначале у вас всего две страницы, новые постепенно будут добавляться - как правило, после выполнения заданий.
Таким образом, битвы с обычными гумбами и купами практически потеряли смысл - опыта за них не дают, уровень не повышается, умения-бейджи не прибавляются. Разве что отличный способ потратить лишние наклейки (лично мне было жаль просто так выкидывать найденное, уж лучше использовать это в бою) или подзаработать монеток ради того, чтобы, опять же, купить еще наклеек. На GameFAQs поговаривают, что ближе к финалу пошаговые бои с обычными монстриками исчезнут, и с врагами можно будет расправляться, как принято в платформерах. Правда это или нет, узнаю позже =)
Так как место в альбоме не резиновое, часто приходится жертвовать менее эффективными наклейками-ударами в пользу более крутых, например «блестящих» (flashy) или «сверкающих» (shiny). Самые эффективные и редкие - «предметные» наклейки - занимают в альбоме очень много места, порой до трети страницы. Просто так подобные наклейки не найдешь - их можно получить только с помощью «уплощения» (paperizing) реальных предметов. Это происходит на специальной водяной «платформе», если пройти от фонтанной площади налево. Сами предметы всегда находятся в одних и тех же местах - там, где вы их впервые обнаружили. Подсказка: если пожертвовать «предметные» наклейки в качестве экспонатов в музей, то в табличках-описаниях к ним будет указано место, где можно найти эти предметы. Также их можно купить на «черном рынке» (та же область, где и платформа с «уплощением», но еще левее) - но цена там весьма приличная, да и ассортимент небольшой и непредсказуемый, совсем не факт, что у торговца будут нужные вам предметы.
Теперь - о раздражающих факторах. Казалось бы - «ролевую» составляющую упразднили, и значит, что игра «оказуалилась». Это совсем не так. После Mario & Luigi: Partners in Time и Mario & Luigi: Bowser’s Inside Story мне очень не хватает дружелюбного мануала - как правильно использовать наклейки во время битвы. Здесь никто не будет пошагово объяснять, как работает тот или иной прием, в какой момент лучше всего ударить и т.д. Думайте сами, решайте сами. Кстати, увернуться от удара противника и совершить контратаку тоже не получится. В лучшем случае, вам пригодится наклейка с шипастым шлемом, да и та эффективна лишь при атаке врага сверху, что бывает нечасто. Партнеров у вас тоже не будет - в этом плане боевая система - классическая для Paper Mario (мне лично больше нравится Mario & Luigi - осталось дождаться, когда этот сериал пожалует на 3DS).
Но больше всего раздражает ориентация на головоломки - их довольно много, но подсказок практически никаких нет. Например, в самом начале вам придется искать мухоморчиков-тоадов - и вам никто не скажет, сколько их должно быть. Придется каждый раз бегать к «квестодателю» и получать ответ: «Нет, собрал не всех, ищи лучше, Марио!»
Битва с боссом - тоже головоломка. Но если в Mario & Luigi загадка решалась в процессе битвы, и все необходимое у вас уже было на руках, то здесь все не так. Для особо крупных противников зачастую нужны особые «предметные» наклейки; какие именно - очевидно далеко не сразу. Опять же на GameFAQs советуют вступать в бой с боссом трижды: первый раз либо умереть с минимальной потерей наклеек, либо вообще постараться сбежать, после второго неудачного захода вы получите подсказку об уязвимых местах противника; и вот, закупив нужные наклейки, вы идете на босса уже в третий раз - дай бог, в последний.
Кстати, с «предметными» наклейками тоже все непросто. Получив из предмета наклейку, вы нигде не найдете описания, что эта наклейка делает. Узнать это можно только опытным путем - потратив ее в бою. А так как эффект бывает разный (не только нанесение большого урона), то есть риск, что вы просто просадите ценный артефакт зря. Единственная рекомендация - пользоваться описанием всех уникальных наклеек, которое уже есть на том же GameFAQs.
Ну, и напоследок - о приятном. Игра - как картинка, выглядит просто волшебно. Играю исключительно в 3D-режиме (в последний раз со мной такое было только в Pushmo). Идеальная демонстрация возможностей экранчика 3DS. Звук также важен - именно на звук приходится ориентироваться, выбирая подходящий момент для удара во время боя.
В общем, если вы готовы заниматься пиксельхантингом, решать загадки без подсказок, продираться через тернии к предметам и редким наклейкам - то игра вам понравится. У меня же она часто вызывает раздражение - как раз этими своими «нюансами».