Берлинские впечатления. Картинная галерея, часть 1

Aug 15, 2017 16:04



Берлинская картинная галерея (Gemäldegalerie Berlin), находящаяся в настоящее время в Культурфоруме, поражает своей коллекцией картин: Рембрант, Караваджо, Ботичелли, Рафаэль, Тициан, Лукас Кранах-старший, Дюрер, Босх, Брейгель, Рубенс.

Странно, что о ней так мало известно.
Вернувшись домой, я провела блиц-опрос: никто не слышал, никто не посещал.
Возможно, в некоторой степени, виновата путаница с названиями с музеев. В Берлине есть несколько музеев со сходными названиями - Новая национальная галерея (тоже в в Культурфоруме), Старая национальная галерея (на Музейном острове).



Картинная галерея открылась в 1830 году - все сокровища из художественных коллекций Великого курфюрста Вильгельма I (1620-1688) и императора Фридриха II Великого (1712-1786) впервые стали публично доступными.

Своей всемирной известностью галерея обязана Вильгельму фон Боде (директору галереи с 1890 по 1929 годы), занимавшемуся формированием ее фондов.

Открытие в новом здании состоялось в 1904 году, здание стало носить имя Вильгельма Боде, он был первым директором галереи. Вильгельм фон Боде активно развивал музей, способствовал новым приобретениям произведений искусства. К сожалению, после разделения страны, произошло и разделение галереи. Одна часть оказалась в Далеме, другая часть - в районе Митте. Объединение коллекций произошло только лишь спустя 50 лет.

Расскажу постепенно, что произвело на меня наиболее сильное впечатление, но сначала об одной из картин Рембрандта.

Картину Рембрандта из Берлинской картинной галереи сильно «подправил» ее владелец в XVIII веке.
Эксперты установили, что картину Рембрандта «Сусанна и старцы» (1647) в XVIII веке изменил один из ее владельцев - это был художник Джошуа Рейнольдс.

Реставратор Клаудия Лоренц-Ландсберг во время исследования полотна при помощи рентгеновских лучей на красочной поверхности обнаружила пигменты, не существовавшие в XVII веке. Более того, некоторые фрагменты полотна написаны в стиле, не соответствующем творческой манере Рембрандта. Искусствовед установила, что в XVIII веке большие фрагменты картины было попросту переписаны, а целые куски красочного слоя были стерты при помощи растворителей и написаны заново, в более свойственных той эпохе светлых тонах.



Этим «преступником», надругавшимся над шедевром, предположительно был не кто иной, как английский художник и коллекционер Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds, 1723-1792). Известно, что он собирал работы Рембрандта и имел слабость к техникам Старых Мастеров: частенько он вносил изменения в имеющиеся в его коллекции полотна. Согласно исследованиям Берлинской картинной галереи, Рейнольдс владел картиной «Сусанна и старцы» как раз в тот период, когда были сделаны изменения. Это мнение разделяют и эксперты из британского Исследовательского проекта по творчеству Рейнольдса (Reynolds Research Project).

По словам директора Берлинской картинной галереи Берна Линдеманна (Bern Lindemann) - «это было радикальное изменение. Только фигуры соответствуют первоначальной картине, написанной Рембрандтом. Мы можем только предполагать, чем руководствовался Рейнольдс, внося изменения. Очевидно, он предполагал, что картина безусловно нуждается в улучшениях».

Рембрандт начал картину в 1635 году и дважды перерабатывал ее, завершив в 1647-м. Работа была приобретена Берлинской картинной галереей в 1883 году. Кроме того, картину тщательно сравнили с гравюрой, исполненной в 1769 году, то есть еще до вмешательства Рейнолдса. От прежней, рембрандтовской картины фактически осталась лишь композиция.



Рембрандт Харменс ван Рейн «Сусанна и старцы» из собрания Берлинской картинной галереи.



Зеленым цветом показаны те места на картине Рембрандта, которые были изменены ее более поздним владельцем (художником Джошуа Рейнольдсом)

Германия - Берлин, музеи

Previous post Next post
Up