Фрайбургский собор (5). Алтарь // Соборная площадь

Jan 31, 2025 17:44

"Хор поднимается над наполненным светом амбулаторием - воздушным пространством, центром которого стал триптих ученика Дюрера Ганса Бальдунга (1485-1545). Фреска у входа в капеллу Святого Николая - еще одна серия картинок с притчами и библейскими историями. В северном приделе в капелле Тайной вечери находится скульптурное изображение участников трапезы в очень возбужденном состоянии."
Саймон Дженкинс «Величайшие соборы Европы»

Сокровище собора - главный Алтарь работы знаменитого немецкого художника Ханса Бальдунга Грина, созданный в 1512-1516 годах. Алтарь по праву считается самым значительным произведением мастера. Прекрасны лирические сцены из жизни Богоматери на створках алтаря и центральная композиция «Коронование Девы Марии».



Главный алтарь представляет собой двухсторонний трехстворчатый алтарь

В разное время года во Фрайбургском соборе можно видеть разные части главного Алтаря (я была в конце сентября).
Передние боковые створки алтаря остаются открытыми в течение всего церковного года - за исключением Адвента, Рождества и Великого поста.

Открытый алтарь:









Коронование Девы Марии





Створки алтаря: когда алтарь открыт на двух боковых створках можно увидеть послание Святого Духа двенадцати апостолам





Пределла в передней части алтаря - рельеф с изображением Трех волхвов, который, вероятно, принадлежит резчику Хансу Видицу (Hans Wydyz, или Hans Wydz), в окружении геральдических ангелов
*** *** ***

В рождественское время Алтарь остается закрытым: с 1 Адвента по 2 февраля (Сретение, которым завершает рождественский сезон в некоторых католических регионах) - в это время можно видеть четыре сцены из жизни Девы Марии, а именно: Благовещение, встречу Марии и Елизаветы, Рождество и Бегство в Египет.

Закрытый алтарь (фотографии из интернета):




Сцены из жизни Девы Марии
*** *** ***









На оборотной стороне Алтаря изображено распятие Христа, которое можно увидеть только со стороны часовен, окружающих хор





В правой части картины - автопортрет Ханса Бальдунга Грина: молодой человек в красном берете, стоящий прямо под крестом



Слева от сцены распятия на черном фоне стоят отцы церкви Иероним (Иероним - покровитель ученых и Фрайбургского университета) и Иоанн Креститель. Иероним одет в красную мантию кардинала и кардинальскую шляпу



Справа изображены Святые Лаврентий и Георгий



На пределле на обратной стороне алтаря изображены смотрители собора, молящиеся перед Мадонной с Младенцем - покровительницей собора
*** *** ***



С 2003 года (после реставрации) в начале Великого поста в Пепельную среду до Зеленого четверга на Страстной неделе перед Алтарем устанавливают Великопостный покров (Fastentuch), расписанный Франсуа Арпарелем в 1611-1612 годах. Это самое большое сохранившееся произведение такого рода в Европе размером 1014 × 1225 см и представляет собой холст, написанный масляной краской. Тема полотна - Страсти Христовы. Центральное изображение распятия Христа обрамлено фризом с 25 картинами, рассказывающими историю страданий Христа (фотография из интернета).

Спойлер - биография Ханса Бальдунга Грина
[Spoiler (click to open)]


Автопортрет Ханса Бальдунга Грина, 1526

Ханс Бальдунг Грин (Hans Baldung Grien) родился в 1480, 1484 или 1485 году недалеко от Штутгарта в свободном имперском городе Швебиш-Гмюнде в известной и очень образованной семье. Его отец был адвокатом, дядя врачом. У них был даже собственный герб - единорог на красном фоне. Ханс был единственным мужчиной в семье, который не обучался в университете.

Обучаться искусству живописи Ханс Бальдунг начал в 1500 году в Страсбурге в мастерской наставника, тяготевшего к традиции Шонгауэра. В 1503, уже сложившимся художником, он поступил в мастерскую великого немецкого художника Альбрехта Дюрера в Нюрнберге.
В мастерской Дюрера он получил прозвище Грин, т.к. в своих работах он предпочитал зеленый цвет. Ганс быстро освоил все новые веяния великого мастера и они с Дюрером стали хорошими друзьями.

Здесь Бальдунг пользовался особым расположением учителя. Ему доверяли важные заказы, например изготовление картонов для витражей монастыря кармелитов (1505), для одной из капелл церкви св. Лаврентия в Нюрнберге (1506) и др.
В 1509 Бальдунг возвратился в Страсбург, где на Пасху стал гражданином города, а в следующем году получил звание мастера. Воспитанный на примерах Дюрера и Кранаха, Бальдунг вырабатал свой, очень смелый по колориту, декоративный стиль.

Вскоре Бальдунг Грин женился на Маргарете Герлин, дочери страсбургского купца и открыл собственную мастерскую, которая со временем стала одной из самых процветающих в городе. Популярность художника росла.
В 1512 году Ганс Бальдунг отправился с молодой женой во Фрайбург-в-Брайсгау, где он получил заказ на выполнение главного алтаря для Фрайбургского собора. В этой работе художнику удалось волшебным образом объединить пейзажи и фигуры, свет и цвет. Этот алтарь считается его лучшей работой.

Бальдунг также расписал скульптурную декорацию алтаря, исполненную Хансом Видицем. Кроме того, во Фрайбурге он выполнил серию гравюр на дереве, иллюстраций, рисунков и картонов к витражам для собора, которые осуществила впоследствии мастерская Ропштейна под руководством эльзасца Ганса Гичмана.
Знание природы и мастерство рисовальщика Бальдунга Грина проявилось в сюжетных рисунках на религиозные, мифологические и сказочные темы, в которых выражена присущая ему страсть к вымыслу и фантастике. Сильной стороной этих рисунков является их динамичность, умелая передача движений и смелых ракурсов, мастерство в компоновке фигурных групп.
Чувственная сторона его таланта воплотилась в гравюрах на дереве, окончательно утвердивших репутацию художника. Но в то же время на них лежит неприятный налет преувеличенной экспрессивности, порой принимающей грубо физиологический или эротический характер (особенно в серии рисунков, посвященных изображению ведьм).

Сильная сторона живописи Бальдунга - искрящиеся, горящие краски, которые сливаются в яркие, насыщенные цветовые аккорды. Большинству его картин свойственна причудливость композиции, повышенная экспрессия фигур, подчеркнутая выразительность жестикуляции.

На дальнейшее развитие художественной карьеры Бальдунга в большой степени повлияла Реформация. В Страсбурге она имела относительно умеренный характер: хотя церкви лишались алтарей, но картины не уничтожались. К художнику перестали поступать церковные заказы, и он обратился к темам из классической литературы и к портретной живописи.
Художник получал заказы, в частности, от маркграфа Кристофа Баденского, от настоятеля монастыря св.Иоанна на Зеленом острове и от Эрхарта Кинига из Страсбурга (Месса св.Григория).

С весны 1517 года начинается последний, страсбургский период творчества Бальдунга. Он стал членом Большого Городского Совета. Поддерживал иконоборчество, вызванное движением Реформации.
К старости Ганс Бальдунг Грин пришел богатым и всеми уважаемым человеком, прославленным мастером. Он ушел из жизни в Страсбурге в 1545 году.


Münsterplatz - Соборная площадь




Из Собора выходим на Соборную площадь к фонтану Святого Георгия, покровителя города Фрайбург







Самая яркая достопримечательность на площади - исторический Kaufhaus - Торговый Дом (Городское рыночное, таможенное и финансовое управление) - ярко-красное здание с двумя угловыми эркерами, построенное в 1520-1532 годах.



На фасаде между окнами второго этажа фигуры императоров и королей - Максимилиан I, Филипп I Красивый, Фердинанд I и Карл V



Рыцарский дом (Haus zum Ritter), построен в 1756 году, восстановлен в 1953, перестроен в 1995/96 для певческой школы Собора





Доме Венцингера, или "Дом на красивом углу" (Wentzingerhaus "Zum schönen Eck"), сейчас Музей городской истории

Германия - Фрайбург-в-Брайсгау, церкви и соборы

Previous post Next post
Up