Прошлые выходные мы провели в Мариенбаде.
Первое, что я увидела напротив отеля, в котором мы жили, - несуразно стеклянное и огромное здание. Стеклянный монстр оказался Гранд-отелем "Набоков", а кафе, разумеется, "Лолита" (на сайте отеля называется культовый лобби-бар "Lolita").
Золотая осень и здание на противоположной стороне красиво отражаются.
Удержаться и не выяснить, что же это такое я не могла. Раскопала я следующее:
Новый отель был открыт в 2018 году. Семь исторических зданий объединили в один ансамбль в процессе реконструкции, пристроив бассейн и оздоровительный центр "Аглая".
Неординарное решение авторов проекта Гранд-отеля соединило классическую архитектуру ХIX - начала XX веков с дизайном XXI столетия.
Отреставрированное главное (стеклянное) здание Imperial (бывший отель Imperial) спроектировано итальянским дизайнером (дизайнер - женщина: eine italienische Designerin, фамилия не названа).
Не могу сказать, что мне это решение кажется удачным.
Это здание тоже относится к Гранд-отелю
В Мариенбаде преобладают стили ампир, неоклассицизм и немного модерна. Стеклянный фасад мне не понравился.
Но поговорим лучше о Набокове.
Брайан Бойд в книге «Владимир Набоков: русские годы», в самой полной и достоверной биографии Владимира Набокова, описывает период с 1899 по 1940-й годы жизни писателя, в том числе и пребывание в Чехословакии.
Владимир Владимирович Набоков с 1922 по1937-й годы жил в Германии.
В мае 1936 года генералу Бискупскому удалось добиться назначения на пост главы гитлеровского департамента по делам эмигрантов. Своим заместителем он выбрал Сергея Таборицкого, убийцу отца Набокова. Узнав об этом, Набоковы решили уехать из Германии.
Краткая хронология
1937, 6 мая Вере и Дмитрию Набоковым удается покинуть Германию и приехать к Е.И. Набоковой, матери Набокова, в Прагу.
1937, 22 мая В. В. Набоков приезжает к родным в Прагу; оттуда с женой и сыном едет во Франценсбад в Чехословакии (теперь Франтишковы Лазне в Чехии).
1937, 17 июня В. В. Набоков едет в Прагу, чтобы провести литературные чтения и устроить переезд жены и сына из Чехословакии во Францию.
1937, 23 июня В. В. Набоков воссоединяется с семьей в Мариенбаде (теперь Марианске Лазне), и 30 июня Набоковы едут в Париж.
1937, июль Набоковы обосновываются во Франции, в Каннах.
В главе «В пути» Брайан Бойд пишет:
"Набоков собирался обосноваться с семьей во Франции или - если получится - в Англии или Америке и хотел, чтобы Вера присоединилась к нему, когда будет знать, куда именно ехать, и разделается с бесконечными формальностями, связанными с отъездом из Германии.
Утром 22 мая он снова увидел крутые шиферные крыши старой Праги и встретился с сыном, трехлетним бутузом, женой и матерью. В Праге Набоковы провели несколько дней, гуляя по холмам запущенного парка Стромовка и стараясь наверстать прожитое врозь время, а потом отправились в Франценсбад, где Вера, уже год страдавшая ревматизмом, собиралась брать лечебные ванны. Они остановились в отеле «Эгерлендер».
Поезд, на котором он ехал из Франценсбада, сломался, и он едва не опоздал на собственный литературный вечер. Остановившись у матери в ее двухкомнатной квартире, он играл с ней в карты и разговаривал ночи напролет. 23 июня, пробыв в Праге пять дней, он навсегда простился с матерью и отправился к Вере в Мариенбад, куда она приехала встречать Анну Фейгину, благополучно вырвавшуюся наконец из Германии.
На следующей неделе, в Мариенбаде на вилле «Буш», он написал «Облако, озеро, башня» - рассказ-притчу, который не без основания имеет вполне конкретные время и место действия - Германия, год 1936-1937. Впечатлительный русский эмигрант выигрывает на благотворительном балу увеселительную поездку. На обратном пути в Берлин его спутники, здоровяки немцы, которых он раздражает уже тем только, что на них не похож, бьют и мучают его.
29 июня в Мариенбаде Набоковы купили путевки на Парижскую международную выставку, дававшие им пятидесятипроцентную скидку на железнодорожные билеты до Парижа при условии, что они поедут кратчайшим путем через Германию. Уже на следующий день они прибыли на Восточный вокзал."
О датах пребывания Набокова в Мариенбаде у того же Бойда есть небольшое расхождение, в докладе на симпозиуме 2001 года (Бойд Б. «Владимир Набоков. Русские годы» М. Независимая газета- Симпозиум. 2001. С. 511, 660) он называет даты:
28 июня-7 июля 1937-Мариенбад, вилла «Буш», написан рассказ «Облако, озеро, башня».
Старинная открытка - так выглядела вилла "Буш" в 1900 году, вид отеля не изменился и в 30-е годы.
«Облако, озеро, башня» - рассказ Набокова, написанный на русском языке, впервые опубликован в журнале «Русские записки» № 2 в ноябре 1937. Рассказ вошёл в сборник «Весна в Фиальте».
В «Письмах к Вере» приводятся два письма Набокова из Праги в Мариенбад: Прага - Мариенбад, вилла Буш от 21 июня 1937 и 22 июня 1937.
На здании бывшей виллы "Буш" есть мемориальная памятная доска (появилась в 2019 году). Надпись на чешском и английском языках.
В 30-е годы прошлого века вилла "Буш" и отель "Imperial" на улице Alleegasse (сейчас улица Ибсена) принадлежали частным лицам (я нашла в архиве данные о зданиях и их владельцах).
*** *** ***
Интересно, кому принадлежит Гранд-отель "Набоков"? Одному частному лицу или группе инвесторов? Читали ли они Набокова?
Название бара "Лолита" - это для привлечения посетителей.
Почему назвали оздоровительный центр "Аглая"? И знают ли они, что Аглая - это дневная бабочка Перламутровка Аглая (Speyeria aglaja = Argynnis aglaja), которая упоминается в мемуарах «Другие берега»:
"победитель возвращается на свой цветок, где боярышницу сменила резвая, рыжая, изумрудно-перламутровая с исподу аглая".
*** *** ***
И напоследок, стихотворение Кирилла Набокова, младшего брата Владимира Владимировича Набокова - «Последняя ночь в Мариенбаде», написанного в 1963 году.
LA NUIT DERNIÈRE À MARIENBAD
Мариенбады будут сниться,
как снились мне вчера
пролеты, статуи гостиниц
и представленья до утра,
ступени лестницы, ведущей
и уводящей в никуда, -
в стрелковый зал, туда, где лучше
забыть надежду навсегда, -
в ту комнату, в тот свет слепящий,
где на мгновение она
была живою, настоящей,
как фотография из сна.
*** *** ***
PS: Примерно семь с половиной лет назад я лечила в Мариенбаде мой травмированный локоть. У меня было много времени посмотреть город. Написала тогда несколько постов (по тэгу
Мариенбад), в том числе и о писателях, посетивших Мариенбад:
О Гёте и Ульрике фон Леветцов -
пост О Франце Кафке и Фелиции Бауэр -
пост PPS: Возвращаюсь мысленно на берега Швабского моря продолжить неоконченное повествование.