Шпайер. Кафедральный собор Девы Марии и Святого Стефана, часть 3

Apr 07, 2024 12:17



Центральный неф законченного в 1061 году храма имел плоский деревянный потолок. Во время перестройки здания в конце XI века Генрих IV пожелал заменить существующий потолок сводчатым, увеличив тем самым высоту главного нефа с 28 до 33 метров.

В середине XIX века внутренние стены собора сплошь покрыли росписями - в 1843 году баварский король Людвиг I решил украсить фресками один из старых соборов своего королевства. После первоначального рассмотрения вопроса вместо Бамбергского собора был выбран Шпайерский.

В ходе реставраций 1957-1971 годов с целью в значительной степени восстановить первоначальный романский вид большая часть фресок была удалена.





В центральном нефе собора сохранилось 24 фрески - Марианский цикл работы Иоганна Баптиста Шраудольфа (Johann Baptist Schraudolph) и его учеников. Цикл начинается с изображения грехопадения человека и продолжает показывать историю спасения вплоть до сошествия Святого Духа, уделяя особое внимание жизни Девы Марии.





Боковые нефы изначально были сводчатыми.





В Шпайерском Соборе, в отличии от соборов в Майнце и Вормсе, только один алтарь - восточный.

Остальные украшения в соборе - современные.



Над главным алтарем висит крест, созданный Отто Хуппом (Otto Hupp) в 1906 году.



Бронзовая Императорская корона



Статуя Девы Марии была подарена собору в 1930 году Папой Пием XI. Это работа Августа Векбекера (August Weckbecker).



Подсвечник "Древо Иисуса"
В начале 1980-х годов капитул собора поручил доминиканской монахине Бургхильдис Рот (Burghildis Roth) создать большой подсвечник, вмещающий не менее 300 свечей.



В соборе установлен орган, с которым связана связана деятельность известных немецких органистов-Людвига Дёрра и Лео Кремера.

На примере этого храма можно изучать не только многовековую историю Германии, но и развитие реставрационного дела за несколько последних столетий. В частности, в середине XX века ему вернули изначальный романский облик.

Из книги Саймона Дженкинса «Величайшие соборы Европы»
"Главная привлекательность Шпайерского Собора заключается именно в чистоте романских форм и интерьеров. Так как его звезда закатилась еще в XIII веке, он был избавлен от традиционных готических инноваций. Оба конца нефа этого гиганта из красного песчаника завершаются трансептами, каждый из которых увенчан тремя башнями. Тут нет стрельчатых арок, готических сводов или ренессансных колонн: только классические проходы в трансепты.

Стены залов в большинстве своем остались голыми. Аркады нефа - это ряды прямоугольных пилонов с каменными полуколоннами и арками, которые меняют цвет от серебристо-серого до мягкого розового в зависимости от освещения. Эти тона приятно контрастируют с белыми сводами. Более поздний цилиндрический свод пришел на смену первоначально планируемому простому деревянному потолку. Трансепты Шпайерского собора можно сравнивать с теми, что строились в то же время - в семидесятые годы XI века - например, с Уинчестерским собором в Англии. Здешние я нахожу более изящными. В восточной части ступени ведут в хор и апсиду под аркадой с удлиненными арками".
*** *** ***

С трех сторон собор окружает небольшой парк.



В парке стоит скульптурная композиция «Масличная гора» («Ölberg»).











Скульптуры, выполненные в 1505-1512 годах, стояли во внутреннем дворе собора. Во время пожара 1689 года клуатр сгорел, скульптуры получили сильные повреждения. Клуатр восстанавливать не стали, но в XIX веке сделали копии пострадавших скульптур и установили их на месте некогда существовавшего здесь внутреннего двора собора.

Перед главным фасадом собора находится большая площадь. На площади привлекает внимание огромная чаша.




Эта чаша объемом 1560 литров символизирует границу между епископской территорией и вольным имперским городом.

Германия - Шпайер

Previous post Next post
Up