Франц Антон Бустелли, часть 3. Комедия дель а́рте

Apr 15, 2023 11:42

Часть 1 - здесь.
Часть 2 - здесь.

Одни из самых знаменитых произведений Бустелли - 16 фарфоровых статуэток - персонажей итальянской комедии дель а́рте, созданных около 1760 года. Эта благодатная тема многократно использовалась в фарфоровой пластике. Но серия, исполненная Бустелли, превосходит все другие по богатству фантазии, тонкости моделировки и внутренней содержательности. Изысканное изящество в постановке фигур и их жестах, выражающих радость, удивление или кокетство, придает им своеобразное очарование. Некоторые персонажи соединены в пары.




Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, персонажи, не надевающие маски, это девушки-служанки и влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.

Мужские персонажи
Венецианский, северный квартет масок:
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто) - венецианский купец и скупой старик.
Дотторе (Дотторе Баландзоне, Дотторе Грациано) - псевдоучёный доктор права и старик.
Бригелла (Скапино, Буффетто) - первый слуга и умный слуга.
Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино) - второй слуга и глупый слуга.

Неаполитанский, южный квартет масок:
Тарталья - судья-заика.
Скарамучча - хвастливый вояка и трус.
Ковьелло - первый слуга и умный слуга.
Пульчинелла (Полишинель) - второй слуга и глупый слуга.

Капитан - хвастливый вояка, трус и северный аналог маски Скарамуччи.
Лелио (Орацио, Люцио, Флавио) - юный влюблённый.

Женские персонажи
Изабелла (Лусинда, Витториа) - юная влюблённая.
Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина - служанка.

Подробнее о комедии дель а́рте - на сайте Arzamas.

Фигуры Бустелли отличают изысканное изящество в постановке и их жестах, выражающих радость, удивление или кокетство, что придает им своеобразное очарование. Некоторые персонажи соединены в пары, причем кривые линии изгибов их фигур дополняют друг друга. Эта нарочитая манерность не производит впечатления неестественности - художник как бы запечатлел исполненное грации мгновенное движение.

Персонажи Бустелли из собрания Баварского национального музея.



Октавио, между 1759 и 1760



Лусинда, между 1759 и 1760



Изабелла, между 1759 и 1760


Изабелла, 1759/1760



Изабелла и Октавио, около 1760



Джулия, около 1759/1760



Леда, между 1759 и 1760



Коломбина, около 1760



Донна Мартина, около 1760



Лалаж, 1760



Коринна, около 1760


Коринна, около 1760



Скарамуш, 1759/1760



Панталоне, около 1760



Пьерро, около 1760



Меццетино, около 1760



Арлекин, 1757


Арлекина, около 1760



Дотторе, около 1760


Дотторе, между 1759 и 1760



Капитан Спавенто, 1760



Ансельмо, около 1760

PS. Я показала не все, но основные модели, созданные Францом Антоном Бустелли. Надеюсь, заинтересовала и кто-нибудь в будущем узнает в музее или на выставке эти прелестные фигурки.

Позже напишу пост о музее фарфора в Нюмфенбурге. Помимо шедевров Бустелли, в нем выставлены очень красивые изделия в стиле модерн.

А я возвращаюсь мысленно в Тессин и продолжу свой отчет.

фарфор, Франц Антон Бустелли

Previous post Next post
Up