Часть 1 -
здесь.
Часть 2 -
здесь.
Одни из самых знаменитых произведений Бустелли - 16 фарфоровых статуэток - персонажей итальянской комедии дель а́рте, созданных около 1760 года. Эта благодатная тема многократно использовалась в фарфоровой пластике. Но серия, исполненная Бустелли, превосходит все другие по богатству фантазии, тонкости моделировки и внутренней содержательности. Изысканное изящество в постановке фигур и их жестах, выражающих радость, удивление или кокетство, придает им своеобразное очарование. Некоторые персонажи соединены в пары.
Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, персонажи, не надевающие маски, это девушки-служанки и влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.
Мужские персонажи
Венецианский, северный квартет масок:
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто) - венецианский купец и скупой старик.
Дотторе (Дотторе Баландзоне, Дотторе Грациано) - псевдоучёный доктор права и старик.
Бригелла (Скапино, Буффетто) - первый слуга и умный слуга.
Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино) - второй слуга и глупый слуга.
Неаполитанский, южный квартет масок:
Тарталья - судья-заика.
Скарамучча - хвастливый вояка и трус.
Ковьелло - первый слуга и умный слуга.
Пульчинелла (Полишинель) - второй слуга и глупый слуга.
Капитан - хвастливый вояка, трус и северный аналог маски Скарамуччи.
Лелио (Орацио, Люцио, Флавио) - юный влюблённый.
Женские персонажи
Изабелла (Лусинда, Витториа) - юная влюблённая.
Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина - служанка.
Подробнее о комедии дель а́рте -
на сайте Arzamas.
Фигуры Бустелли отличают изысканное изящество в постановке и их жестах, выражающих радость, удивление или кокетство, что придает им своеобразное очарование. Некоторые персонажи соединены в пары, причем кривые линии изгибов их фигур дополняют друг друга. Эта нарочитая манерность не производит впечатления неестественности - художник как бы запечатлел исполненное грации мгновенное движение.
Персонажи Бустелли из собрания Баварского национального музея.
Октавио, между 1759 и 1760
Лусинда, между 1759 и 1760
Изабелла, между 1759 и 1760
Изабелла, 1759/1760
Изабелла и Октавио, около 1760
Джулия, около 1759/1760
Леда, между 1759 и 1760
Коломбина, около 1760
Донна Мартина, около 1760
Лалаж, 1760
Коринна, около 1760
Коринна, около 1760
Скарамуш, 1759/1760
Панталоне, около 1760
Пьерро, около 1760
Меццетино, около 1760
Арлекин, 1757
Арлекина, около 1760
Дотторе, около 1760
Дотторе, между 1759 и 1760
Капитан Спавенто, 1760
Ансельмо, около 1760
PS. Я показала не все, но основные модели, созданные Францом Антоном Бустелли. Надеюсь, заинтересовала и кто-нибудь в будущем узнает в музее или на выставке эти прелестные фигурки.
Позже напишу пост о музее фарфора в Нюмфенбурге. Помимо шедевров Бустелли, в нем выставлены очень красивые изделия в стиле модерн.
А я возвращаюсь мысленно в Тессин и продолжу свой отчет.