"А Лейпциг - маленький Париж. На здешних всех налет особый, из тысячи нас отличишь." Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст» (Перевод Б.Пастернака)
"Mein Leipzig lob' ich mir! Es ist ein klein Paris und bildet seine Leute." Johann Wolfgang Goethe «Faust»
Гете приехал в Лейпциг в октябре 1765 года, по желанию отца, для изучения юриспруденции. После жизни во Франкфурте, город показался для него открытым и современным миром. После окончания Семилетней войны в Лейпциге вновь расцвела торговля, началась новая жизнь, открывались новые горизонты.
28 июня 1903 года в центре Лейпцига был установлен памятник Гете перед зданием старой торговой биржи. Автор - немецкий скульптор Карл Людвиг Зеффнер (Carl Ludwig Seffner). Надпись гласит: Иоганн Вольфганг Гете, студент в Лейпциге 1765-1768.
На овальных медальонах слева и справа высечены портреты двух женщин - Фридерике Эзер (дочери его учителя рисования) и его первой любви Анны Катарины (Кэтхен) Шёнкопф.
Началась его трехлетняя жизнь в городе с 30000 жителей, ставшем главной немецкой ярмаркой. Трижды в году стекались сюда купцы - в этот центральный пункт торговли между Западной и Восточной Европой. Без сомнения, Лейпциг был более открытым и современным, чем Франкфурт. Город «не воскрешает перед нашим взором старые времена, в его памятниках олицетворена новая, недавно прошедшая эпоха оживленной торговли, зажиточности и богатства».
Гёте наслаждается свободой, вращаясь в лейпцигском обществе без опеки отца. В письме к Иоганну Якобу Ризе от 21 октября 1765 года он выражает свои настроения стихами и прозой, пользуясь поэтическими образами: "Подобно птице, что качает ветвь, Вдыхая волю в лучшем из лесов, И в мягком воздухе, не зная бед, На крыльях весело с куста на куст, С ольхи на дуб, песнь щебеча, порхает. Достаточно представить себе птичку на зеленой ветке, со всеми ее радостями, - так живу."
Но факультет права в университете не оправдал ожиданий Гете. Гёте приехал в Лейпциг для изучения юридических наук, как того хотел отец. Он был для этого хорошо подготовлен. Гёте сразу же отправился со своим рекомендательным письмом к профессору Бёме, преподававшему государственное право и историю. С другой стороны, для Гёте, уже чувствовавшего себя поэтом, было естественно заняться филологией и литературой, чего Бёме решительно не одобрял. И поскольку то, что могли дать Гёте юридические науки, очень скоро оказалось явно недостаточным, а другие лекции тоже разочаровали его и наскучили ему, у юного студента оказалось достаточно времени, чтобы следовать собственным склонностям.
Имея солидный бюджет в 1000 талеров ежегодно, которые выплачивал ему отец, Гёте мог жить как ему угодно.
В 1768 году Гете пришлось оставить учебу и вернуться домой во Франкфурт из-за серьезной болезни. В июне 1768 года Гёте тяжело заболел. В «Поэзии и правде» названо несколько причин. Усилились боли в груди, причина которых то ли падение с лошади, то ли перевернувшаяся у Ауэрштедта дорожная карета по пути в Лейпциг; неразумный образ жизни с купанием в холодной воде и сном в холодном помещении, нерациональное питание - все это привело к болезни. В результате - кровотечение. Больной девятнадцатилетний юноша отправился в день своего рождения 28 августа 1768 года из Лейпцига и прибыл в первых числах сентября в родной Франкфурт. Несколько месяцев во Франкфурте болезнь не оставляла Гёте. Гёте был предписан постельный режим; ему было то лучше, то хуже, пока наконец зимой 1769 года он не почувствовал себя выздоровевшим. Источник - Карл Отто Конради «Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни» *****
Разочаровавшись в университете, Гете стал завсегдатаем Погребка Ауэрбаха - Auerbachs Keller.
Вход в Погребок Ауэрбаха
В начале своего существования в 1438 году это было место, где осуществлялась торговля вином. Название выбрано неслучайно, оно связано профессором медицины Генрихом Штромером, который был известен в городе как доктор Ауэрбах. За свою безупречную службу доктор получил разрешение на торговлю вином. С самого начала Погребок стал популярен у жителей Лейпцига.
В 1497 году молодой человек по имени Генрих Штромер (Heinrich Stromer) приехал из своего родного городка Ауэрбах, что в Верхнем Пфальце, в Лейпциг. Очевидно, студент медицины чувствовал себя в Саксонии настолько хорошо, что решил там окончательно обосноваться. Будучи уже уважаемым врачом, он женился на дочери одного из городских мужей Лейпцига, Ханса Хуммельхайна. От своего тестя Штромер унаследовал дом, вошедший позже в мировую литературу и анналы городской истории под названием "Погребок Ауэрбаха". В 1525 году в подвале своего дома Штромер открыл винный погребок. Один из самых старых - не только в Лейпциге, но и во всей Германии - кабачков стал в последующие десятилетия и столетия излюбленным местом пирушек студентов и ученых мужей.
Именно здесь Гете услышал легенду о чернокнижнике Фаусте, проскакавшем по лестнице к выходу верхом на бочке. Doktor Faustus zu dieser Frist Aus Auerbachs Keller geritten ist. Эта история настолько впечатлила поэта, что Погребок стал местом действия первой части трагедии «Фауст».
Во времена своего студенчества Иоганн Вольфганг Гёте также принадлежал к шумной группе молодых дебоширов и хвастунов, которые любили попировать в погребке. Поговаривают, что будущая знаменитость осушала здесь по 2-3 бутылки вина за день.
Легенда гласит, что в 1525 году случай привел в этот винный погребок исторического доктора Фауста - профессора магии и чернокнижника из Виттенберга. По Гёте, Мефистофель соблазнил мрачного Фауста с помощью мирских наслаждений. Во время одной пирушки трактирщик "Погребка Ауэрбаха" попросил помощи у своих гостей: бочка с вином была слишком тяжела, чтобы самому принести ее из подвала. Однако Фауст начал хвалиться, что справится с заданием в одиночку. Трактирщик скептически отнесся к этому заявлению и пообещал хвастуну в награду целую бочку с вином, если тот выполнит данное обещание. И, конечно же, трюк Фаусту удался - с дьявольской помощью. Оседлав деревянный бочонок, Мефистофель лихо доехал на нем вверх по лестнице.
В 1913 году немецкий скульптор Матье Молитор (Mathieu Molitor) создал композицию рядом с входом в Погребок - в виде двух скульптурных групп.
Фауст и Мефистофель
Отрывок из «Фауста» Гёте в переводе Б.Пастернака: Погреб Ауэрбаха в Лейпциге Входят Фауст и Мефистофель. Мефистофель "Мы входим, видишь, первым делом В кабак к гулякам очумелым. Не унывать - важней всего, А тут что день, то торжество. Здесь с неба не хватают звезд, Но веселятся до упаду."
Левый сапог Фауста блестит, как золотой. Примета, действующая и по сей день: кто дотронулся до этого сапога, вернётся в Лейпциг обязательно!
Вторая скульптурная группа изображает студентов (Зибель, Брандер, Альтмайер), негодующих проделками Мефистофеля: "Постой, лукавый! Ах, вот ты, значит, кто! Бей колдуна! Бей! Голова его оценена."
Под спойлером отрывок из книги Лео Руикби «Фауст» [Ауэрбахов погребок] Благодаря Гёте один случай, имевший место в Лейпциге в Ауэрбаховом винном погребе, оказался накрепко связан с именем Фауста. Две бронзовые статуи, охраняющие сегодня вход в этот винный погребок, напоминают о том моменте в истории здания, когда оно едва не исчезло. В 1911 году бывший постоялый двор Ауэрбаха купил богатый производитель чемоданов по имени Антон Мадлер, решивший снести здание, чтобы построить на его месте новый павильон. Неожиданно резко отрицательная реакция местного сообщества заставила Мадлера пересмотреть планы, и вместо чугунного шара он прибег к услугам художников. Оформление входа в погреб поручили скульптору Мэтью Молитору, и в 1913 году здесь были установлены его «Фауст и Мефистофель» и «Поющие студенты». Выставленная вперёд левая нога Фауста из скульптурной группы «Фауст и Мефистофель» натёрта до золотого блеска руками бесчисленных туристов, как говорят, «на удачу». В 1999 году Бернд Гобель завершил работу над скульптурами, изображающими Фауста и Маргариту и Мефистофеля и Марту, по сюжету Гёте. Женские фигуры, изваянные обнажёнными, как бы стараются защитить себя от приближения дьявольского дуэта. Но даже целая толпа скульптурных персонажей не в состоянии рассказать правду о визите Фауста в Ауэрбахов погреб. Создавая впечатляющую картину разгула в Ауэрбаховом погребке, Гёте взял за основу эрфуртскую легенду о вине, вытекающем из стола, и эрфуртско-боксбергскую историю о чуть было не отрезанных носах. Но Гёте также использовал историю, которую нельзя обнаружить в каких-либо источниках: герой убегает из опасной ситуации верхом на бочке. Хотя история, написанная пером бессмертного Гёте и воплощённая в бронзе, выглядит вполне монументально, уместен вопрос: а насколько она правдива? Современники Фауста никогда не говорили о его визите в Лейпциг. Хотя эта история впервые появилась в 1588 году в новом издании книги Шписа 1587 года, в ней не упоминалось названия Ауэрбахова погребка. Однако на стенах подвала представлены две фрески, изображающие события из легенды и датированные 1525 годом, а в Лейпцигской хронике XVII века есть упоминание о визите Фауста в этот город. Неудивительно, что Фауст посещал этот подвал. Мы не раз видели его в гостиницах и трактирах - особенно в «народной книге» о Фаусте, где его почти всегда изображали в компании буйно веселящихся студентов. Находились такие, кто принимал всё за чистую монету, считая рассказ об Ауэрбаховом погребке очередным доводом против Фауста. Кроме преувеличений в таких историях есть доля правды: немцы, как правило, любят крепко выпить. Автор, скрывавшийся под инициалами P.F., называл Фауста «богом Бахусом». В его переводе «народной книги» сказано, что Фауст устроил пирушку на «обычный немецкий манер», когда все гости должны как следует напиться. Это мнение время от времени подтверждали сами немцы. Так, в 1522 году Матеус Фридрих писал: «Больше чем другие страны Германия была и остаётся пораженной чумой - тем дьяволом, который заставляет людей пить». Осуждающий тон Фридриха и P.F. - это подход религиозного моралиста, и не стоит забывать, что переводной вариант «народной книги» о Фаусте был произведением религиозной направленности, а Фридрих, возможно, учился в Виттенберге у Лютера. Наконец, P.F. пишет об иностранцах и может позволить себе некоторые преувеличения. Всё же нельзя недооценивать роль алкоголя во времена Фауста. В начале XVI века в Германии культура пития занимала одно из центральных мест в жизни немцев. Питейные заведения были общественным институтом, по фактическому значению не уступавшим церкви. Мужчины встречались в трактирах, чтобы вести дела и заключали сделки под традиционный тост, тем самым определяя свои социальные роли. Ещё более живучей оказалась история об Ауэрбаховом погребке - или о том, как Фауст прокатился на непочатой бочке с вином. Но почему именно в Лейпциге? Уже в те времена Лейпциг был университетским городом. Лейпцигский университет, Alma mater Lipsiensis, официально учреждённый римским папой Александром V, открыл свои двери 2 декабря 1409 года. Доктор Симон Писторис-старший (1453-1523), профессор медицины Лейпцигского университета, был также известен как сторонник использования астрологии в медицине. Возможно, поэтому тогдашний нюрнбергский конкурент доктора Писториса, в прошлом астролог Мартин Поллиш (Меллерштадтский), в 1510 году или чуть ранее с некоторым раздражением написал: «Из-за того, что в Лейпциге астрологические суждения продаются по более высоким ценам, нежели в Нюрнберге, тамошних астрологов ценят выше, чем здешних». Странствующий учёный вроде Фауста, без сомнения, мог найти дорогу к дверям этого благородного учреждения с его астрологическими традициями и более дорогими ценами. Но там, где есть университет, там живут студенты, а где живут студенты - там пьют вино, и мы закономерно оказываемся у винного погреба. Если Фауст действительно посетил Лейпциг, он должен был увидеть большой, шумный город. Уже с XII века Лейпциг получил известность своими ярмарками, а в XVI веке город процветал. По давней традиции ярмарки всегда проходили во время Пасхи и на праздник святого Михаила (29 сентября), а с 1458 года была учреждена ещё одна, новогодняя ярмарка. С 1507 года ярмарки получили статус государственных (Reichsmessen). Город был переполнен студентами, торговцами и ремесленниками, которых привлекали возможность учёбы, ярмарки и прочее. Многие из них хорошо знали дорогу к группе разнообразных зданий, располагавшихся около рыночной площади и принадлежавших некоему доктору Генриху Штромеру из Ауэрбаха (ок. 1478-1542). Здесь были устроены торговые ряды, предлагавшие, если верить Лейпцигской хронике, «великое множество товаров, продававшихся и покупавшихся с большой охотой». Доктор Штромер - или, как его привыкли называть, Ауэрбах - был доктором философии и медицины, деканом медицинского колледжа, членом городского совета и, несколько позднее, личным врачом курфюрста Саксонии Фридриха III. Группа строений, со временем получившая название «Ауэрбахов двор», возводилась медленно и частям. Основное здание было построено в 1438 году, и первым владельцем стал судья, доктор Николаус Шультхесс. Это было солидное четырехэтажное строение, состоявшее наполовину из дерева. В 1519 году Ауэрбах купил этот дом у наследников городского советника Ганса Хоммельшайна. За несколько последующих лет Ауэрбах прикупил соседние здания, а в 1530 году начал стройку, закончившуюся только через 8 лет. К моменту окончания строительства здесь было устроено около сотни погребов, которые могли использоваться торговцами во время ярмарок, а также прилавки, две галереи, «удобные комнаты, гостиные и спальные помещения» и отличная конюшня. В 1525 году, незадолго до предполагаемого визита Фауста, Ауэрбах открыл ещё один винный погреб. Как отмечала Лейпцигская хроника, «некоторые говорят, что известный доктор Фауст, будучи в Лейпциге, останавливался у него [Ауэрбаха]». Впрочем, этот факт оспаривается. Хотя неизвестно, где на самом деле жил Фауст, легенда до сих пор связывает его с этим домом. Рисунки, сделанные на стенах, подписаны 1525 годом - и, как говорят, бочонок, хранящийся в погребе, в точности напоминает тот, на котором прокатился сам Фауст. Но, если Фауст и встречался с Ауэрбахом, тот предпочёл не увековечивать это событие.
*****
В Лейпциге есть еще один памятник, точнее фонтан, связанный с «Фаустом» Гёте, - фонтан "Mägdebrunnen".
Фонтан был установлен в 1906 году по эскизу скульптора Вернера Штайна.
В центре фонтана, над чашей установлена бронзовая женская фигура, несущая вёдра на коромысле. Бронзовая фигура девушки создана по мотивам сцены у колодца: Гретхен и Лизхен с кувшинами.