Я ездила во Франкфурт на Майне и ходила на выставку Марка Шагала «Мир в смятении» («Welt in Aufruhr»).
Эта выставка охватывает период с 1930-го по 1948 годы. И это - совсем не тот Марк Шагал, к которому большинство из нас привыкло.
Это Шагал, который предчувствует недоброе и рисует бросившего скрипку одинокого еврея, синагогу в Вильнюсе и Стену Плача в Иерусалиме. Ощущение, будто художнику хочется увековечить то, чему угрожает опасность. Погромы были и во времена его детства в России, в жестокие времена революции и гражданской войны, однако новые проявления антисемитизма в Европе, особенно участившиеся в середине 1930-х, не оставляли надежды на счастливый исход.
Марк Шагал. Одиночество, 1933. Тель-Авивский музей искусств (дар художника музею)
Выставка начинается с картины 1933 года «Одиночество», на которой изображен еврей, смотрящий вниз, и корова, играющая на скрипке. Написанная в ответ на приход Гитлера к власти в Германии в том же году, эта пророческая, скорбная работа, предоставленная Тель-Авивским музеем искусств, полностью лишена сказочных синих и ярких красных тонов художника.
Марк Шагал. Синагога в Вильнюсе, 1935. Частная коллекция
Марк Шагал. Иерусалим, 1932-1937. Частная коллекция
Марк Шагал. Стена Плача, 1931. Частная коллекция
Марк Шагал. Стена Плача, 1932. Тель-Авивский музей искусств
Марк Шагал. Распятие в желтом цвете,1942 Центр Помпиду
Выставка показывает, как катастрофические события Второй мировой войны и Холокост изменили палитру Шагала.
Директор Галереи «Schirn» Себастьян Баден (Sebastian Baden) отмечает, что темой картин становится не жизнь, полная любви, а смерть, преследование, изгнание, уничтожение. В этих картинах можно значительно чаще наблюдать темные тона, да и в целом их настроение - более мрачное, тревожное.
Картина, которая произвела на меня ошеломляющее и завораживающее впечатление, называется «Падение ангела».
Марк Шагал. Падение ангела, 1923 - 1933 - 1947. Базельский художественный музей - депозит из частного собрания
Марк Шагал работал над созданием этой картины много лет. Первые эскизы датированы 1923 годом, последующие - 1933-м, финальная версия была написана в 1947 году.
В окончательном варианте ангел обретает женские очертания, его рот широко раскрыт, он в ужасе от того, что видит внизу - на Земле.
Картина, завершенная после того, как Шагал посетил разоренную войной Европу, включает в себя пепельно-серый город и фигуру, похожую на Христа, на кресте.
Это символ падающего ангела, который со временем превращается из черно-белой бесполой фигуры в красную крылатую женщину, падающую на землю.
Куратор выставки Воерманн пишет, что "Ангел не причиняет вреда миру, скорее, он напуган тем, что видит во время полета вниз".
Марк Шагал. Эскиз к картине «Падение ангела», 1934. Частная коллекция
Марк Шагал. Эскиз к картине «Падение ангела», 1934. Частная коллекция
PS. Я буду позже выкладывать другие работы Шагала, представленные на выставке, и добавлять описание картин (я скачала аудиогид выставки и постепенно переведу сопровождающий текст).
Окончание -
здесь