Главный неф (вид на восточный хор)
Интерьер собора типичен для позднероманской архитектуры: тяжелые арки, приземистые столбы.
План собора, слева западный хор, справа восточный хор, внизу часть клуатра
Переход от романского к готическому в трехнефном нефе собора является плавным. Неф имеет необычный вид, потому что два леттнера отделяют его от Восточного и Западного хора.
Главный неф
Два леттнера пространственно отделяют хоры от нефа. Два сохранившихся в одной церкви леттнера, относящихся к эпохе Высокого Средневековья, являются уникальными в мире.
Леттнер восточного хора
Распятие над леттнером восточного хора
Восточный леттнер - старейший из сохранившихся леттнеров. Он был построен около 1220 или 1230 года в рамках реконструкции позднероманского собора.
Три романских свода восточного леттнера придают ему характер маленького зала, в то время как готическое распятие (XVI в.) возвышается над аналогичным романским круглым арочным фризом, изображающим различные фигуры святых.
Протестантские богослужения совершаются по воскресеньям перед крёстным алтарем XIX века, который находится в среднем пролете.
Дневной свет проникает в собор в основном через окна нефа, в окнах боковых нефов находятся витражи начала ХХ-го века с изображениями гербов знатных дворян. Орган был построен фирмой Eule из Баутцена в 1982 году.
*****
О леттнерах
Из "Словаря архитектурно-реставрационных терминов":
Леттнер (нем. Lettner, от Letter - буква, писание)
"В соборах средневековой Германии - поперечная преграда, отделяющая западную часть главного нефа от хора - восточной части, примыкающей к алтарю (ср. канкелла; лекториум).
С трибуны леттнера читали библейские тексты (отсюда название), в центре возвышается Триумфальный крест. Английское название подобного сооружения - скрин."
Согласно другим предположениям слово Lettner происходит от латинского Lectorium (пюпитр, аналой)
*****
Готическая кафедра
Церковная кафедра в позднероманском-готическом стиле была впервые освящена в 1042 году и много раз изменялась.
В теперешнем виде сохранилась с 1466 года
Изображение Христа между двумя Евангелистами.
Мартин Лютер, крайний справа, изображен как пятый Евангелист
Фигура Лютера, изображенная на кафедре, в память о вступлении в должность первого в мире протестантского епископа Николауса фон Амсдорфа в Наумбургском соборе. Он был лично представлен Мартином Лютером в 1542 году.
*****
Восточный хор отделен от главной части собора романским восточным леттнером.
Поднимаемся к восточному хору по
"Лестнице в Рай" (Paradiestreppe) Восточный хор
Около 1330 г. позднероманская апсида была заменена высокой готической поперечно-прямоугольной хоровой нишей. На контрфорсах у вершины хора и южнее были поставлены огромные фигуры святых покровителей собора, которые с тех пор несколько раз реставрировались или заменялись.
Витражи в окнах, некоторые из которых датируются временем постройки хора, представляют большую художественную ценность. На них показаны мудрые и неразумные девы, апостолы и пророки, сцены из жизни Марии. С расширением восточный хор также получил шесть новых больших готических ажурных окон, чьи нынешние витражи варьируются от XIV-го до XXI-го века.
Восточный хор был литургическим центром собора и до сих пор хранит главный алтарь церкви - алтарь Марии (Marienaltar).
Витражи и алтарь Марии в Восточном хоре
Алтарь Марии
Алтарь Марии, деталь (фото из интернета) - Мария с младенцем между святыми Варварой и Екатериной)
Здесь романский стиль хоровой площади (XIII век) сочетается с готическим стилем в конце хора (XIV век).
В соборе сохранилось множество надгробий c изображениями умерших, на большинстве из них имеются надписи. Самые старые из них относятся к XIII и XIV векам.
Красочно оформленное и хорошо сохранившееся надгробие епископа Дитриха II Мейсенского (Dietrich II von Meißen) - работа Наумбурского мастера.
Курьезом является изображение двух играющих в шахматы обезьян в капители на северной стене восточного хора.
Я нашла в местной прессе очень интересную статью об этой шахматной игре -
Почему обезьяны играют в шахматы в Наумбургском соборе? Мое краткое изложение
Согласно легенде, однажды два каноника спорили о том, может ли новое учение Лютера представлять угрозу для папы Римского. Один из них беспокоился, что не за горами то время, когда Лютер найдет последователей и в Наумбургской епархии. Другой, однако, придерживался мнения, что этого никогда не могло произойти: "Прежде чем новое учение придет в Наумбург, я должен был бы поверить, что две мои маленькие обезьянки будут учиться играть в шахматы у меня дома".
Не договорившись, они пошли домой. Но когда второй каноник добрался туда, к своему удивлению, он обнаружил, что две его маленькие обезьянки сидят за шахматной доской и передвигают фигуры взад и вперед, так как они часто видели, как это делал их хозяин.
Обеспокоенный каноник поспешил обратно к своему коллеге и, глубоко потрясенный, рассказал ему о том, что видел. В ознаменование этого они прикрепили фигурки двух обезьян, играющих в шахматы, к колонне на северной стороне восточного хора в соборе.
Фото из статьи
Правдива ли эта история, я не знаю. Но хорошо придумано.
Можно истолковать обезьян в соборе как карикатуру на "моральное разложение" духовенства.
Остальная часть статьи о разрешениях и запретах играть духовенству в шахматы. Если кому-то интересно, я переведу.
*****
Под восточным хором сохранилась крипта, оставшаяся от первоначального собора 1042 года.
Крипта трехнефного зала является старейшей частью Наумбургского собора.
Крипта (фото из интернета).
Слева и справа от распятия находятся два современных витража художника Томаса Куцио (2012/2014)
Центральная часть с романскими колоннами и кубическими капителями имеет одну особенность: два современных светильника в виде пророка и ангела, созданные художником Генрихом Апелем.
Романское распятие Христа (ок. 1160/70)
Часть 1 - Внешний вид Наумбургского собора, история строительства; перила, созданные Генрихом Апелем.
Продолжение следует