Кафедральный собор Вероны

May 25, 2018 23:00


«Крещение Италией производит Верона рукой властной и щедрой, и новообращенному легко захлебнуться в волнах ее итальянской стихии. … И целые года мог бы посвятить исследователь познанию веронских искусств, переходя в сети ее старых улиц от дворца к дворцу и от церкви к церкви…»
Павел Муратов «Образы Италии»

Я бываю в Вероне почти каждый год и, обычно, хожу по городу так как писал Муратов, "переходя в сети ее старых улиц от дворца к дворцу и от церкви к церкви…"





Но в этом году я после Дуомо никуда не пошла. Посещение было настолько насыщенным, а впечатление - сокрушительным, что я хотела все обдумать.
В этом году кроме Дуомо можно было увидеть и церковь Св. Елены и баптистерий (не помню, почему раньше они были закрыты).

При входе посетителям вручают аудиогид, который входит в стоимость билета (кстати, цены на билеты смешные: комплекс Дуомо - 3 €, а билет во все церкви - 6 €) и буклет. Информация в аудиогиде подготовлена отлично (я брала на немецком, но потом увидела, что есть на основных европейских языках, в том числе и на русском). Провела в церкви Св. Елены, баптистерии и Дуомо около четырех часов. Это к организационным вопросам, а теперь о соборе.

Величественный кафедральный собор Вероны - Duomo di Verona - имеет долгую, насыщенную историю.
Посвященный Деве Марии, кафедральный собор Вероны является не только великолепным образцом архитектуры романского стиля, но еще и главной церковью города, поскольку именно здесь располагается резиденция епископа. Непосредственно собор является одной из составляющих частей более крупного архитектурного комплекса, в состав которого помимо него входит еще церковь Святой Елены, Баптистерий Святого Джованни ин Фонте, библиотека Капитула, а также кафедра епископа.
Началось все с небольшой церкви, которая располагалась точно на том месте, которое сейчас занимает церковь Святой Елены. Эта церквушка была построена в IV веке и освящена Святым Зеноном - епископом Вероны в 362-380 гг. нашей эры. По прошествии нескольких лет стало очевидно, что церковь слишком мала для богослужений, что послужило причиной для возведения на ее месте более крупной и просторной базилики. В VII веке новый собор был разрушен во время пожара или землетрясения. В архитектуре собора в его современном виде от этих двух первоначальных церквей сохранились красивые мозаичные полы.

Новый собор на месте разрушенного был возведен длительное время спустя - лишь между VIII и IX веками. Однако вновь возведенный собор повторил судьбу своего предшественника - очередное землетрясение в 1117 году серьезно повредило его, также как и многие другие здания Вероны. Ремонт и реставрация здания заняли более 20 лет.
Собор несколько раз переделывали, а также дополняли новыми элементами, прежде чем он приобрел свой нынешний вид.

Внутреннее оформление этого памятника архитектуры представлено тремя нефами, а также многочисленными капеллами.
В боковых нефах собора размещаются два симметрично установленных органа.
Орган, расположенный в левом нефе собора, заслуживает отдельного внимания. Он декорирован красивой росписью, на которой можно увидеть библейскую сцену - успение Пресвятой Богоматери, а также изображения четырех епископов города. Эта уникальная роспись была выполнена в XVI веке.



Орган, расположенный слева



Орган, расположенный справа

Отделанные резьбой и лепниной капеллы собора, содержат также многочисленные произведения искусства, относящиеся преимущественно к периодам барокко и ренессанса. Основная часть этих произведений искусства выполнена мастерами, жившими и творившими в Вероне. Среди наиболее знаменитых и известных из них - "Преображение Христа" мастера Джамбеттино Чиньяроли (Giambettino Cignaroli), "Богоматерь со святыми Петром, Павлом и Антонием Падуанским", выполненная Антонио Балестры (Antonio Balestra), а также "Поклонение волхвов" художника Либерале да Верона.

Различные боковые приделы и алтари устроены в особых капеллах, расписанных в XVI веке, преимущественно Фальконетто.

Левый неф



Левый неф

Над алтарем первой капеллы (капелла Cartolari-Nichesola) - «Вознесение мадонны» (Assunta) Тициана, написанная в 1535 году после успеха его алтарного образа, созданного для Собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Картина обрамлена карнизом работы Якопо Сансовино.



«Вознесение мадонны» Тициана

Правый неф



Правый неф

Во второй капелле (капелла Calcasoli) находятся "Поклонение волхвов" Либерале да Верона, которым восхищался Вазари, и "Положение во Гроб с четырьмя святыми" Николо Джольфино.



"Поклонение волхвов" Либерале да Верона
"Положение во Гроб с четырьмя святыми" Николо Джольфино

Центральный неф собора завершает алтарная часть, которая была возведена в 16 веке архитектором Микеле Санмикели. Балюстрада хора выполнена в виде парапета полукруглой формы с ионическими колоннами. Апсида украшена фресками «Благовещение», «Представление во храме», «Рождество», эпизодами из земной жизни Девы Марии, фигурами пророков, написанных в 16 веке веронским живописцем Франческо Торбидо по картонам Джулио Романо.







*****
Баптистерий Сан-Джованни ин Фонте
Самая главная достопримечательность церкви - крестильная купель (конец 12 века) восьмигранной формы, вырезанная из цельного куска мрамора. На гранях купели представлены сцены от Благовещения до Крещения Христа.





Восьмигранная крестильная купель



Баптистерий Сан-Джованни

Италия - Верона

Previous post Next post
Up