Оригинал взят у
nnils в
А.Х. Бенкендорф: " Одна столица у нас - для Спасения Душ, другая - ради Империи ".Есть одна замечательная и немножко мистическая история от Витковского - секретаря А.Х. Бенкендорфа.
Как-то раз в очередное посещение Москвы - А.Х. Бенкендорф со своим секретарем пил чай в гостях у Герцена-Яковлева (того, который был дядей более известному Герцену и владел домом на Тверской - тем самым, где теперь Литинститут).
Бенкендорф Александр Христофорович.
4 июля 1783 года - 11 сентября 1844 года
Оба они, впрочем, как и все собравшиеся (а присутствовало человек - то ли десять, то ли - еще больше) были членами Ложи "Amis Reunis" ("Сила в единстве" - прим. мое) , причем А.Х. Бенкендорф возглавлял её, а Яковлев руководил Московским отделением.
Правда то, что А.Х Бенкендорф был Главой Третьего Тайного управления Российской Империи, узнали позже и был скандал.
Ну, что именно они там тогда обсуждали - нам неведомо, однако после всех дел, сели они пить чай и Витковский счел своим долгом записать получившийся разговор.
А речь там зашла о строительстве Храма Христа Спасителя, который именно "Amis Reunis" заказала у Тона и выплатила задаток (то, что потом на Храм собирали по всей России - пошло в основном на оплату стартового кредита).
Общий вид Храма Христа Спасителя. Неизвестный художник по проектному чертежу К. Тона
Яковлев удивился особенностям строения фундамента здания, а А.Ф. Бенкендорф отвечал ему так:
- "Когда я был по делу во Франции, я свел знакомство с ученым немцем Гумбольдтом, который рассказал мне удивительную историю. Он был с Наполеоном в Египте и там видел местные пирамиды. Про эти самые пирамиды ему рассказали занимательную историю - якобы они собирают из воздуха все положительные эманации и тело фараона внутри пирамиды может храниться вечно - нетленным.
Наблюдение вогнутости сторон в конце XIX в., Описание Египта
Фараону - по-видимому хорошо, но сам Египет с тех пор стал ужасной дырой. Пирамида вобрала в себя все то, что было вокруг положительного, а оставила - всю местную мерзость.
Я вернулся домой, была война, а после войны Государь повелел мне восстановить всю Прибалтику, где много было разрушено.
И вообразите себе - в Риге, где много чего погибло во время осады, мне рассказывают историю про Домский собор.
Якобы стоит он на проклятом месте, на топком болоте и чтобы все темное и низкое что есть в тех краях - внутри собора удерживать, - фундамент собора представляет из себя гигантскую репку, или пирамиду обращенную острием вниз.
Мы посовещались, подумали и решили, что в обеих столицах надобно выстроить что-то подобное. Однако...
Есть у меня опасения насчет возможного помрачения умов и последующей Революции.
При нашей жизни мы сможем её предотвратить, но что - потом.
Поэтому мы и придумали, что в одной столице надо строить Храм, а в другой - Тюрьму.
Одна столица у нас - для Спасения Душ, другая - ради Империи.
Поэтому мы строим Храм там, где нужно бороться за Души, а Тюрьму там - где важнее Империя.
Даже если произойдет Революция, не - важно кто победит, но - или Храм, или Тюрьма им понадобятся, А мы будем знать - кто пришел к Власти
Согласно записям Витковского - Яковлев надолго задумался, а потом спросил:
- "Александр Христофорович, скажите положа руку на сердце, - если бы Вам суждено было дожить до Революции, - кому бы Вы пошли служить, - тем кто развалит Ваш Храм Спасителя, или Вашу же Тюрьму из Крестов?"
Бенкендорф только хмыкнул, а вставая из-за стола лишь сказал: - "Я всю жизнь борюсь с теми, кто разрушил Бастилию".
* * *
На следствии по "Декабристам" - Бенкендорф на первый допрос собрал всех обвиняемых и сказал им буквально следующее:
"Вы утверждаете, что поднялись за свободу для крепостных и Конституцию. Похвально.
Прошу тех из вас - кто дал эту самую свободу крепостным, да не в форме выгнал их на улицу, чтобы те помирали как бездомные собаки с голоду под забором, а отпустил с землей, подъемными и посильной помощью - поднять руку.
Если таковые имеются, - дело в их отношении будет прекращено - так как они действительно поступают согласно собственной совести.
Я жду. Нет никого?
Как странно - я-то своих крепостных отпустил в Лифляндии в 1816, а в Тамбовской губернии в 1818. Все вышли с землей. С начальными средствами. Я заплатил за каждого из них податей - за пять вперед в государственную казну. И я - не считаю себя либералом, или - освободителем. Мне так - выгоднее. Эти люди - на себя лучше работают.
Я зарабатываю на помоле, распилке леса и прочем - для моих же бывших крестьян. Я уже - все мои расходы покрыл и получил на всем этом прибыль. И я не выхожу на площадь с безумными заявлениями или протестами против Государя, иль - тем более - против Империи...
Так как вы ничем не можете доказать, что дело сие - политическое, судить мы вас будем как - бунтовщиков, и предателей Отечества, навроде Емельки Пугачева. А теперь - всех по камерам...
В одном этапе с уголовными пойдете, сволочи..."
Короче говоря, управляли страной как умели. Хорошо ли, плохо ли - согласно нашей историографии - "Золотой Век" нашей культуры завершается как раз годом смерти Александра Бенкендорфа.
А соловьи - даже в золотых клетках - петь не приучены.
Источник - footuh - Александр Эрдимтович Башкуев - заметки об истории Российской империи 19-го века, - более чем прелюбопытные…
Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос, чем отличается "верх" от "низа" - в моем понимании.
Вы, вслед за Талмудистами, смотрите на диаграмму снизу и поэтому для Вас получается, что Квинтэссенция - Корень, или Адам-Кадмон, а я вслед за греческими натурфилософами сверху и для меня Квинтэссенция - Мировой Эфир.
Это очень важное расхождение, и именно оно традиционно лежало в основе схоластических споров между эллинскими и иудейскими мыслителями в ту эпоху.
К слову сказать, именно представление о том, что Кетер есть Корень всего сущего и лежит в основании большинства традиций, нисходящих к альбигойцам и прочим Вольным Каменщикам. Один только "Маген Дов" - чего стоит…