у каждого времени свои герои (с)

Sep 17, 2007 00:56

и у каждого героя свои "темные стороны"
______
1) глава "раскол", отрывок про сузуку-89...

"...22 октября судьба короны чемпионата мира вновь решалась на Гран-При Японии, как и год назад. Обоим нужна была только победа: Алену, потому что никакие другие места по тогдашней системе подсчёта ничего ему не давали, Айртону - потому что только первое место оставляло ему шанс в Австралии побороться за титул. Но тоже лишь при условии победы. “К той гонке мы оба подошли не в лучшем расположении духа, в чём нет ничего странного. - вспоминает Прост. - И оба вели себя вызывающе. Ещё накануне я открыто предупредил и прессу, и команду, что, если Айртон снова предпримет свой любимый манёвр, я не стану “держать калитку открытой”.
В отношении того столкновения, знаю: многие считают, что я сознательно не дал ему пройти. На самом же деле я просто не собирался оставлять траекторию ещё для кого-то, как и предупреждал накануне. Я не хотел заканчивать гонку таким образом: я лидировал и хотел выиграть”. Перед стартом Рон Деннис предупредил своих пилотов об осторожности, поскольку обоюдный вылет мог бы повредить положению команды в зачёте чемпионата. Но увещеваниям Рона никто не внял. В Сузуке Прост и Сенна вели болиды на грани своих возможностей и за гранью возможностей их машин. Круг за кругом два McLaren, слившихся в едином порыве, неслись, словно привязанные друг к другу. Сенна знал, что для сохранения титула ему необходимо рисковать. И снова Айртон был позади Алена на квалификации. После пяти кругов Прост на 3,8 секунды опережал Сенну, а через несколько кругов разрыв вырос. На 21 круге Ален поехал в боксы, Сенна держался на трассе ещё два круга, пытаясь отвоевать драгоценные секунды. После пит-стопа разрыв между лидерами сократился. На 47-м круге двух пилотов разделяло меньше полусекунды. И вот, в одном из поворотов Сенна, максимально задержав торможение, сунул нос своего McLaren внутрь поворота, пытаясь пройти Проста, уверенный, что француз отступит. Но Прост не отступил, и, как выражаются гонщики, захлопнул калитку, вывернув руль вправо. Два красно-белых болида, медленно сцепившись колёсами, выкатились на противоположную сторону трассы. Прост, искоса глянув на Сенну, развёл руками. Сенна схватился за голову. Француз, чей мотор заглох, вышел из кокпита. Бразилец же, не замечая своего напарника, отчаянно жестикулируя, заставил стюардов вытолкать его McLaren обратно на трассу, после чего, срезав петлю по газону, ринулся в боксы. Ему заменили повреждённый носовой обтекатель, и он вырвал-таки победу у Алессандро Наннини из Benetton за три круга до финиша. в той самой петле: именно так, как хотел пройти Проста. После финиша реакция двух пилотов красноречиво отражала те страсти, которые развернулись на трассе.

Тем временем события вокруг японского Гран-При стали разворачиваться по неожиданному сценарию. FISA в лице её президента Жана-Мари Балестра официально заявила: за опасную езду, срез дистанции и запрещённую правилами помощь на трассе победителя гонки Айртона Сенну дисквалифицировать! Это была сенсация. Все обратились к самому Балестру, пытаясь получить подтверждение этой новости: "Сенна совершил много ошибок, сначала он обгонял в боксах, затем вышел из болида и убедил маршалов помочь ему". Это был апофеоз всего сезона 1989 года. Нервы не выдержали даже у главы McLaren. Ко всеобщему изумлению Рон Деннис подал протест на вердикт FISA, хотя к тому моменту было известно, что его команда выиграла чемпионат и в личном зачёте, и в кубке Конструкторов и, следовательно, ничего не теряет. Иначе, как протестом против Алена Проста это не назовёшь. Иск не был удовлетворён, и Проста назвали чемпионом мира. “Ничего не хочу комментировать, - отвязываясь от толпы журналистов, отвечал он. - В дирекции, когда мы разбирали инцидент с комиссарами, я протянул ему руку - он не ответил. Этот человек отвратителен мне во всём. Я не добьюсь чести, соперничая с ним, потому что он - не человек чести”. Бразилец был разгневан: “Поднявшись в судейскую башню, я обнаружил там Проста и Балестра, которые не должны были там находиться! Мне объявили, что я дисквалифицирован. Прост подошёл, положил руку на плечо со словами: “Я желал бы, чтобы чемпионат финишировал иначе, но был почти уверен, что всё случится именно так”. Я почувствовал, что готов был собрать его живьём! Помедлив, рявкнул прямо в лицо: “Убирайся, исчезни из моей жизни, видеть тебя больше не хочу”! Это я выиграл ту гонку и тот чемпионат, но их у меня украли. Мне нанесли сильнейший удар. Это вероломно и невероятно. Это произошло потому, что люди, обладающие властью, решили, что именно так должно быть. Балестр (француз) всё это организовал по политическим мотивам или из соображений личной дружбы, или по другой причине, которую я предпочитаю не упоминать. Я, на самом деле, готов всё бросить к чёртовой матери! Я почти готов не ехать в Австралию”. В последнем бразильский пилот, конечно же, погорячился, хотя в целом он был прав: на расстановку сил в чемпионате он уже никак не влиял. Поэтому в дождевой гонке на трассе в Аделаиде Прост отказался стартовать, завернув в боксы после прогревочного круга, а Сенна из-за нулевой видимости уткнулся в коробку передач Brabham Мартина Брандла. Так закончился сезон 1989 года, как это могло показаться на первый взгляд.

Айртон Сенна всё ещё жил событиями японской гонки, и искать правды он решил своим путём. Бразилец не стеснялся в выражениях, сыпал обвинениями направо и налево. На глазах Балестра, искавшего примирения, порвал и отправил в корзину для мусора официальное приглашение FIA на чествование победителей. Представ же перед Всемирным Советом, разбиравшим “дело Сенны”, сам виновник попросил-таки прощения … “за те ошибки, которых я не совершал!” Атмосфера была накалена до предела. Мнение большинства чиновников FISA склонялось к тому, что именно Сенна раздул этот скандал. В результате, бразилец целую зиму был вынужден выдерживать, фактически, травлю со стороны авторитетного органа. Но он ни в какую не уступал уговорам Рона Денниса и руководства “Philipp Morris”, пытавшихся уладить конфликт. Балестр пригрозил: штраф в 100 000 долларов и официальные извинения через прессу, иначе строптивого бразильца лишат суперлицензии. 16 февраля 1990 года в предварительной заявке на предстоящий чемпионат в листе McLaren рядом с фамилией Бергер стояло имя Джонатана Палмера... К счастью, Деннису удалось урегулировать дело. “После того, как я подписал письмо с незначительными уступками, - возмущается Айртон, - и отправил его по факсу, Рон изменил в нём все формулировки! Разве это честно?” Несомненно, в той ситуации бразильский пилот не мог вести себя иначе. Он был уверен, что правда на его стороне, но если бы он решил идти до конца, то кто знает, чем это обернулось бы ему. А так “чемпионский” скандал стоил Айртону Сенне штрафом в 10 тысяч долларов (мизер, принимая во внимание зарплату в 15 миллионов долларов) и отложенной дисквалификацией на полгода. Интересно, каков был бы вердикт FISA, если бы бразилец не внял словам Рона Денниса и компании…

Как только все условия FIA были выполнены, дела в команде стали идти на поправку. В марте окончательно стало известно, что в сезоне 1990 года за McLaren будут выступать Айртон Сенна и Герхард Бергер. "

2) глава "italia, ferrari, vendetta", отрывок про сузуку-90

"...21 октября их снова ждала Сузука, которая снова должна была выявить имя нового чемпиона. Прост или Сенна.

По результатам субботней квалификации, Ален Прост был вторым, а Сенна на поул-позишн, однако его это не устраивало. Дело в том, что у трассы в Сузуке, наряду с идущей под уклон стартовой прямой, есть другая особенность, а именно: весь нечётный ряд находится на пыльной стороне. По мнению бразильца, данное обстоятельство лишало обладателя поул-позишн всех преимуществ. Он даже попросил комиссаров гонки лишить его первого места и поставить на нечётный ряд, но в Формуле-1 такого рода штучки не проходят. “Ни при каких условиях я не подпущу его ни на метр. Никогда”, - предупредил Прост.

“Ему лучше не стараться обогнать меня в первом повороте, - парировал Сенна. - Если Прост задумает сделать это, он не доедет эту гонку”. Стало ясно: ни о какой дружбе речи быть не может. Главное - быть первым!

Старт выиграл Прост, после чего на скорости 150 км/ч в первом повороте McLaren и Ferrari столкнулись. Как показали данные телеметрии, гонщик McLaren не снял ногу с педали газа и, буквально, протаранил Ferrari. Всё было настолько очевидно, что даже некоторые люди из McLaren, не говоря уже о прессе, считали, что виновником столкновения был Айртон. Вот так одним ударом Айртон Сенна выиграл свой второй чемпионский титул. Подумать только, с момента старта прошло, от силы, секунд пятнадцать, и этого хватило, чтобы узнать имя нового чемпиона мира! Руководство Ferrari подало протест на действия бразильца и даже пригрозило уходом с автогоночной сцены, но FIА не посмела дисквалифицировать его второй год подряд. “Нет никакой разницы в том, как становиться чемпионом мира, - говорит Сенна, - за шесть кругов до финиша или через 100 м после старта. Я посвящаю этот титул тем, кто год назад отнял его у меня!… Когда я вышел из машины после столкновения, то был взволнован и холоден одновременно”. После этих слов он скрылся в боксах McLaren, где рыдал на плече Рона Денниса: “Прост же знает меня. Он должен был предвидеть, что будет, если он окажется впереди меня! Но он пошёл на это...” Лишь год спустя в Аделаиде, став трёхкратным чемпионом мира, Айртон открыто перед всем миром признал, что это столкновение было умышленным: “Ситуация была очень зыбкой, но ещё накануне, когда не удалось перенести поул, я дал себе слово: если Прост войдёт в первый поворот раньше меня, он из него не выйдет! Я буду беспощаден. Это была моя стратегия, и он должен был это понять. Наши разногласия - результат нашего соперничества, нормального для людей нашей профессии. Их ухудшение в 89-м было плохо отслежено командой, особенно Роном. Не было сомнений, что титул уйдёт либо к нему, либо ко мне. Но когда ты весь сезон сражаешься за корону с одним человеком, эта борьба должна приносить огромную радость. Так было в 88-м. А в 89-м и 90-м в награду победителю, да и проигравшему тоже, достались лишь тоска и слёзы”. Впрочем во всей этой истории важным было не столько само признание, сколько факт того, что сначала Сенна рассказал это Алену Просту, а потом уже средствам массовой информации. Наверное, это является ярким подтверждением их преданности друг другу. Хотя потом в их приватных беседах бразилец попросил своего товарища не поднимать более эту тему “ После того, как я вынужден был на год уйти из гонок, - говорит Ален Прост, - мы с Айртоном поговорили об этом, и он признался мне - как позже признался и журналистам, - что сделал это сознательно. И объяснил, почему. В общем, я принял его точку зрения. Я думаю, что он сделал это, скажем так, процентов на десять против меня, на остальные 90 - против Балестра и спортивных властей. После Монцы-90 мне казалось, что мы оба: и я, и Айртон - многое пересмотрели в себе. Он очень чувствительный человек, ещё более чувствительный, чем я. И он изменился к лучшему, по сравнению с теми двумя годами, что мы прожили вместе в McLaren. Он стал сильным, и я почти не опасался никаких антиспортивных действий с его стороны. Но... Есть разница между ”нормальным” столкновением и пинком под зад сопернику. Если так, то этот спорт не для меня. Мне потом пришла в голову мысль врезать ему по морде, но какого-то порыва не хватило”."

________________

перечитала сейчас. все-таки не будет такого в нынешнем чампе, личности, увы, не те.
хотя, похожесть прослеживается....

book, prost, senna

Previous post Next post
Up