Если верить рассказам экскурсовода о работе да Винчи над произведениями, мой муж складом характера напоминает великого мастера. После того, как ему ставят задачу, он глубоко вникает в суть и все подробности, изучает свойства материалов и всех составляющих, знакомится с опытом выполнения подобных задач в прошлом и копается в проблемах оптимизации. Когда подходит дедлайн, оказывается, что он глубоко вник в ситуацию, и открывается два пути: или все делается быстро и наилучшим образом, или откладывается из-за нехватки времени. Часто пути комбинируются: задача выполняется наилучшим образом, но с опозданием. Мой муж не претендует на гениальность да Винчи, но сходство есть.
У Леонардо каждое произведение рождалось непросто. То он взялся изобретать новый способ росписи по сухой штукатурке - в итоге создание знаменитой "Тайной вечери" существенно затянулось, и монахи монастыря Санта-Мария-делла-Грацие жаловались куратору художника на невозможность функционировать в помещении. То после заказа на скульптуру лошади со всадником Давинчи так тщательно (и долго!) занимался подготовительными работами - изучал лошадиную анатомию, делал заготовки и варианты из воска, изучал свойства бронзы - что по прошествии лет началась война, всю бронзу отдали на пушки, скульптура так и не была изготовлена. Попутно Давинчи не случилось стать еще и скульптором. А "Лошадь Сфорца" стала самой знаменитой скульптурой в мире, которая не была создана.
Мы ходили по выставке с экскурсоводом, и еще почти час сами читали таблички, рассматривали и крутили то, что можно трогать.
За стеклом выставлены копии его записных книжек - кодексов. Копии настолько хорошо изготовлены, что, подозреваю, к ним приложили руки профессиональные поддельщики документов. Очень реалистичная склейка бумаги (слегка неаккуратная), "потрепанность" и "выцветшие" чернила.
Все фото - из рекламных статей в интернете.
Кроме кодексов, на большие плакаты выведены чертежи и рисунки мастера по механике, строительному делу, анатомии.
Две следующие картики - проект танка в закрытом и раскрытом виде.
Анатомические рисунки.
Модели, изготовленные по рисункам летательных крыльев. Первое крыло да Винчи придумал по аналогии с крылаткой - природным приспособлением, которое помогает семенам переноситься по ветру.
На выставке представлены воплощения разносторонних талантов мастера: и как гражданского и военного инженера, и как ваятеля, анатома и мечтателя. Многим из его изобретений не суждено было заработать из-за того, что законы физики были плохо изучены в то время, а природные материалы оказывались слишком тяжелыми и неподходящими для придуманных конструкций.
Так, из летательных аппаратов ни один, насколько я поняла, не полетел, т.к. дерево слишком тяжелое для конструкций, которые сейчас делают из полого металла и пластика. Зато ездили самоходные телеги, изобретенные для нужд театра (две модели представлены на выставке). Но почему-то помимо театра воплощения они не нашли - то ли были слишком мудреными, то ли состояние дорог не позволяло. Для театра же изобретался оригинальный прототип прожектора: свет от свечи, помещенной в ящик, рассеивается с помощью линзы (на картинке).
Впечатлили модели метеоприборов и всякие другие устройства (восковой гигрометр, анемометр, прибор для измерения скорости ветра и течения воды, измеритель уклона, оригинальный прибор для измерения пройденных расстрояний - одометр). В уменьшенном варианте на выставке показаны модели градостроительных машин того времени (подъемники для стройматериалов и колонн - они использовались на практике). Как-то не увидела черпалку для земли - или прошла мимо, или ее не было (знаю о ней по рассказу посетивших подобную выставку за пределами Украины). Не знаю, является ли Давинчи изобретателем шарикоподшипников, но в двух моделях они имеются в деревянном исполнении. Некоторые модели можно трогать и крутить. Самая громкая из них - молот для изготовления монет. Я так увлеклась, что чуть не сломала еще один палец.
Измеритель уклона и маленькая модель подъемной лебедки (если не ошибаюсь)
Модель самоходной телеги и тот самый танк с рисунка.
На картинке деревянная модель велосипеда якобы по картинке Давинчи. На самом деле, по словам экскурсовода, это спорный вопрос - принадлежит рисунок мастеру, или одному из его учеников, или вообще более поздняя подделка.
Из военных изобретений в довольно внушительном размере есть модель моста, который собирается на месте неквалифицированными рабочими без единого гвоздя и предназначен для форсирования водных препятствий и рвов (на первой картинке). Есть маленькая моделька подвесного моста (на второй картинке).
Из других военных и кровожадных на вид изобретений (хотя и пишут, что Леонардо был мирным человеком) построены модели пушки, пулемета, подводной лодки, а еще какой-то страшной машины с ножами, которая должна была на ходу срубать головы бойцам и коннице (на практике не применялась). Из строительных машин и механизмов показаны прокатный стан, домкрат, блокирующий и шестереночный механизмы.
Интересно экскурсовод рассказывала об идеальном городе в представлении автора. В проекте предусмотрены канализация и водопровод, что было не характерно для городов того времени. Город разделен на 2 уровня - верхний и нижний. По верхнему передвигаются пешеходы и наземный транспорт, нижний состоит из туннелей для грузоперевозок. Тоннели связаны с подвалами домов. Т.е. грузы не загромождают пространство улиц и не мешают движению.
Водолазный костюм, придуманный для военных целей и для ремонта судов без постановки последних на стапеля, работать не захотел - трубка для подачи воздуха водолазу оказалась слишком тонкой. Леонардо придумал также лыжи для ходьбы по воде (не работали - человек терял равновесие и переворачивался), ласты для рук и спасательный круг. Последний изготовлялся из кожи и набивался корой, которая не тонет.
В залах демонстрируется несколько фильмов с использованием 3-Д моделирования: о "Тайной вечере", лошади Сфорца, и вроде бы о витрувианском человеке. Последний абсолютно промчался мимо меня, как будто и не было. Расставлены стулья для просмотра фильмов. Подробно о фильмах не буду, это надо смотреть.
Целый зал отведен для Джоконды, полотно можно рассмотреть с обех сторон холста (обратную сторону портрета вообще мало кто видел). "Мона Лиза" показана в нескольких вариантах: как она выглядит сейчас, как, предположительно, выглядела до нанесения лака на краски (получено с помощью инфракрасных камер и компьютерной обработки) и в каком виде она предстала перед заказчиком после нанесения лака. Цвета очень отличаются (на картинках видно, но лучше смотреть на выставке). На стендах и на экскурсии много внимания уделяется таким деталям, как пейзаж на картине, бровям и ресницам на портрете, положению рук, дефектам краски, но только в рамках исследований ученых. Никаких скандальных подробностей на тему расхожих сплетен. И это хорошо, о сплетнях можно почитать в желтых новостях.
Это фото мне очень нравится, хоть я и не могу разобраться, что на нем показано. На выставке этого изображения нет. Портрет на холсте похож одновременно и на девушку рядом с портретом, и на Джоконду. Возможно, так бы выглядела Мона Лиза с более пышными волосами и бровями?
Организационное. Людей на выставке достаточно много. Наша экскурсовод разговаривала громко, слышно было всем, но не всегда получалось подойти к объекту рассказа вплотную. Есть туалет (заслуга НСК Олимпийский), но нет кондиционера. Т.к. на улице шел дождь, можно было еще как-то дышать в помещении, но в жару случился бы ад. Некоторые (но далеко не все) модели можно трогать и крутить. Очень понравилось, что все вещи изготовлены из характерных для того времени материалов - дерева, металла, холста, веревок. Было бы безумно интересно, если бы попытаться некоторые модели, не работавшие из-за тяжеловесности материала, изготовить из современных комплектующих. Заработали бы? Экскурсии проводят каждый час, вечером - каждые полчаса. Мы провели на выставке около двух часов - думаю, это минимальное время, я бы еще там походила.
Сайт выставки в Киеве.
Очень понравилось. Понравилось даже мужу, который не любит ходить вообще и не любит ходить на лекции и экскурсии. Понравилось даже сотрудницам в возрасте, которых я сагитировала на поход.
Мы были на экскурсии почти месяц назад, текст написала тогда же, но эта моя несобранность...
Выставка работает в Киеве до 14 июля (еще 10 дней). На купонных сайтах активно продаются скидки на билеты. СходИте, пока еще есть время!
Ой, а
ТУТ!!! А тут Разрушители Мифов на канале Дискавери строят и исследуют избретения Давинчи: пушку, танк, катапульту, летательный аппарат, штурмовую установку. Несколько полноценных серий. Это круто! Будет интересно тому, кому понравилось на выставке или кто интересуется механикой.