Здорово читать литературу и видеть картинку того, о чем пишет автор. Или представлять самого автора в обыденности,если получится. Так бывает редко, поэтому вдвойне ценно. За картинку перед глазами нежно люблю Стругацких. А еще Булгакова и Зощенка за визуализацию. Есть и другие, но это отдельная тема. Исключительно IMHO.
Маяковский до недавнего времени мне вообще не представлялся живым человеком, а его стихи... ну не стихами были вовсе. Все эти раскрученные "Облако в штанах", скандальные подробности отношений с Бриками и другими - ненужный эпатаж, который ни о чем не говорит.
Маяковский для меня ожил текстами рекламных плакатов. Они прекрасны. И надписи, и графика. Над последней работал преимущественно художник Александр Родченко.
Аббревиатуры Моссельпром, Ленгиз, Чаеуправление (а также всякие Живскульптарх, Наркомпрос, Вхутеин и прочие) звучат забавно. Но они ожили и перестали быть такими смешными, добавилось ощущение времени. Понятно, что упрощенное и романтизированное, ведь это же РЕКЛАМА.
Плакаты шикарны: в них юмор, задор, краткость и меткость. Избитые слова, не люблю их в одном наборе, но воистину так. Как будто не было кровавых революции и гражданской войны, а впереди - действительно будущее, в котором хочется жить. Рваный ритм и точеная четкость просто сбивают с ног. Я бы купила и этот чай, и эту карамель, и лампочки.
На дворе было время конструктивизма. Прекрасного направления в искусстве и строительстве. От него многим сейчас тошно, оно кажется примитивным и упрощенным. Но это иллюзия.
Я себя помню большей частью уже после СССР. Тогда многим хотелось яркости и красивости. Графика и рубленость линий конструктивизма никак не вписывалась в мое тогдашнее представление об эстетике. Многим до сих пор кажется, что искусство должно быть исключительно красивым. Не очень согласна. Для меня ценность конструктивизма открылась лет 5 назад после лекции о киевском Первом доме врачей. Это мало связано с маяковскими плакатами, но общая идея проскальзывает - полезность, минимализм, лаконичность и четкое предназначение. Главное, не переборщить, как с кухнями-фабриками. Но до первой московской кухни-фабрики еще минимум год...
(на СССР и 30-е годы не фапаю, идея контруктивизма нравится, идея коллективизма - нет)
А вот социальные плакаты содружества Малевич-Маяковский 1914 г. для "Русского лубка" мне не нравятся, я их здесь не приводила. Видать, тогда еще не пришло время этих авторов. Малевич напишет свой знаменитый "Квадрат" только через год.
Глаза разбегаются! С чего начать? Во-первых, в Мосполиграфе вся печать. Во-вторых, чего ради у нэпов покупать гроссбухи и тетради? Всю писчебумажность, графленую и без граф, продает Мосполиграф. Чем искать граверов, мостовые пыля, в Мосполиграфе заказывай печати и штампеля. И конечно, разумеется само собою, в Мосполиграфе покупай обои. Разинь глаза и во все смотри, запомни эти адреса три.
Вспомните - у вас оборвались обои в комнате. Нечего стоять разиней. Новые купите у нас в магазине.
Для ГУМа: Все, что требует желудок, тело или ум, - все человеку предоставляет ГУМ. Нечего на цены плакаться - в ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!
Для коробок карамели «Наша индустрия»: От «Фабричной карамели» мы убытков не имели. И налево и направо всюду ей хвала и слава! Ты возьми конфету эту непременно за примету: с каждым часом все известней на ее обертках песни. Эта новая затея учит лучше грамотея. Вытесняет сорт обычный карамели вкус «Фабричной». И деревня и завод лучшей - эту назовет!
Для карамели Моссельпрома: Если вы давно удовольствий не имели, купите здесь Моссельпромовской карамели.
Для кофе Мокко: Далеко не ходите! Во мгновенье ока здесь купите кофе Мокко.
Для папирос «Ира»:
Нами оставляются от старого мира только - папиросы «Ира».
Для папирос «Посольские»: Даже дети, расставшись с соскою, курят «Посольскую». Новый выпуск. Лучшего качества. Расхватывайте начисто!
Для «Чаеуправления»: Милый, брось слова свои, - что мне эти пения? Мчи в подарок мне чаи
Чаеуправления.
О конструктивистких зданиях в киевской архитектуре тут. В Киевской опере идет спектакль в духе конструктивизма "Мастер и Маргарита" (странная вещь, необычная, но интересная - как раз в "те времена" происходило действие романа). Первая ассоциация с конструктивизмом - небоскребы Нью-Йорка, хотя могу и ошибаться.