Россия. Архитектура - Сергей Чобан (SPEECH).
Первое впечатление о российском павильоне на ЭКСПО 2020 у меня появилось задолго до того, как я попал на выставку. Фотографий в сети много и, глядя на них, меня не покидало ощущение, что я смотрю на очередное творение Христо Явашева - неизвестную мне форму, однако упакованную не традиционной для Христо тканью, а многокилометровой толстой разноцветной нитью. С тех самых пор мне очень хотелось узнать, что там прячет внутри упаковка от Сергея Чобана.
К чести авторов, стоит заметить, что в сети гуляет большое число формальных ассоциаций, связанных с архитектурой этого павильона. Это купол, чалма, каска, клубок цветных нитей, бесконечное движение и пр. В принципе, для архитектурного зрителя совсем неважно, чем именно вдохновлялся автор в процессе проектирования. Главное, чтобы у этого зрителя, глядя на построенное сооружение, возникали хоть какие-нибудь образы. Если это так, то сооружение по меньшей мере не бездушно.
Однако кроме образной составляющей существует категория визуальных отношений и ещё много такого, что архитектор вряд ли выразит словами. Очень хотелось точно определить, какая из ассоциаций возникает у меня. Но я так и не смог избавиться от того первого впечатления некой упакованной внутри формы.
Я старательно несколько раз обошёл вокруг павильона. У него, как это не странно в случае с круглым планом, существуют 4 разных фасада. Задний фасад совершенно глухой, динамика формы не читается. А её, в сущности, не может быть при таком прижатом к земле объёме, к тому же усиленном равномерными горизонтальными членениями. Между прочим, называть в данном случае задний фасад «задним» не совсем корректно, поскольку павильон фактически стоит на открытой площади.
Касание боковых фасадов с землёй смягчено отражениями на поверхности воды узких периметральных бассейнов. Такой приём всегда добавляет живописности. Кроме этого, начиная с боковых поверхностей павильона появляется второй слой цветных трубок, который, несомненно, добавляет интригу. Но выглядит это несколько спонтанно. Как будто проснувшись в последний момент, авторы решили развеять скуку повторяющихся горизонталей хотя бы на главном фасаде.
Ближе к входу композиционный накал нарастает, форма закручивается внутрь и это движение усиливается отражением в зеркальном потолке над входом. Стоит отметить, что главный вход решён профессионально, в отличие от второстепенных входов, которые просто врезаны в поверхность фасада, грубо нарушая идиллическую картину кругового вращения, задуманную авторами.
На этом можно закончить, поскольку в интерьере кроме гигантского оголённого мозга никаких новаторских дизайнерских идей нет.
Рядом с российским павильоном стоит павильон Туркменистана. Я уже писал о том, что там вкусные манты и чай, а на главном фасаде - лошади в различном исполнении. Однако кроме главного фасада, у этого павильона есть ещё два боковых. А они кардинально отличаются от главного. На всю поверхность правого фасада растянут блестящий туркменский ковёр. Левый фасад покрыт крупным традиционным орнаментом. Глядя на эту склейку трех тем, почему-то вспомнилась легенда о фасадах щусевской гостиницы Москва. Надеюсь здесь, это было не так. Автором павильона является туркменская фирма Tekmil.
У Баку в этот раз денег на Заху не хватило, поэтому экспозицию азербайджанского павильона выполнила итальянская фирма Simmetrico. В сети отмечают, что она работает в сфере мультимедийных технологий и реализует проекты по оформлению музеев и выставочных павильонов по всему миру. В этом случае неясно, кто же делал архитектуру.
Белорусский павильон был заказан швейцарской компании NUSSLI. Кстати, эта фирма оказалась весьма плодовита на ЭКСПО в Дубае. Кроме павильона Белоруссии, она выполнила самостоятельно или в соавторстве павильоны Люксембурга, Германии, Франции, Австрии, Монако, Казахстана и даже Китая. На наш вкус в этом ряду было мало, что интересного.
Самой крупной неудачей оказался павильон Украины. Его проектировала и строила международная компания из Дубая WANDERS WERNER FALASI. На сайте этой компании вроде бы есть неплохие проекты, но в данном случае корявость композиции тянет едва ли на архитектуру дубайских промзон.