ЭКСПО 2021 | 3 Павильон Мобильность.

Jan 01, 2022 16:44



Сэр Норман Фостер делает образцовую архитектуру.

Для ЭКСПО 2020 он создал образцовый павильон на тему Мобильности.  Сооружение симметрично, стально, стеклянно, блестяще, как  Дубай.

Сэр Норман Фостер - формалист, но, к счастью, не Калатрава. Поэтому его архитектура движения - не кинетические композиции, которые все равно рано или поздно застынут. Движение у Фостера - это статика, изображающая бесконечно скоротечное мгновение времени. 



Для павильона Мобильность Фостеру выделили треугольный участок. Форма участка определила основу композиции. А её образ родился из спиннера - Fidget Spinner - стильной игрушки недавнего времени.



Для усиления горизонтальной трёхосной динамики Фостер использует сильный обратный пирамидальный уклон стеклянных стен.  В данном случае - это очень мощный композиционный ход. Во-первых, он позволяет с любой точки внешнего обзора прочитать тему движения или даже полёта, если хотите.  Во-вторых, площади этажей увеличиваются с высотой сооружения.



И, наконец, самое важное. Дубай расположен на широте Северного тропика. В активные дневные часы инсоляции солнце фактически расположено в зените. Уклон стен обеспечивает естественную солнцезащиту. Внутрь павильона проникает только отражённый от поверхности земли рефлективный свет.



На тему Движения работают также огромные стальные ламели дополнительной солнцезащиты, которыми укрыты фасады павильона.  Они сверкают и переливаются всеми цветами отражённого окружения, и своим ложным движением напоминают горизонтали крутящегося волчка или того самого спиннера, с которого началась композиция павильона Мобильности.  В некоторых местах ламели приподнимаются наподобие складок театральной занавеси, образуя парадно-презентативные входы.















Несмотря на ясность внешней формы внутреннее пространство довольно запутано, хотя и основано на гениальной райтовской простоте музея Гуггенхейма. Вообще стоит заметить, что подавляющее большинство павильонов этого ЭКСПО эксплуатируют идею пандусной структуры галлереи. Как правило, при входе в павильон располагался лифт, на котором можно было забраться на верхний уровень, чтобы затем спуститься вниз, обозревая по пути экспозицию павильона.



В центральной части Мобильности располагается «самый большой в мире»(с) лифт. Он одновременно поднимает на верхний ярус до 160 человек. Оттуда начинается долгий спуск по системе пандусов, анфиладно петляющих через три основных пространства павильона.













Экспозиция Мобильности посвящена всем видам географического прогресса.  Периметр главного зала закручен рельефным фризом, рассказывающем об истории географических путешествий.  На их эпопею из центра зала взирают лица трёх самых известных путешественников арабского мира Аль Бакри, Ибн Баттуты и Ибн Маджида. Их огромные гипперреалистичные фигуры, как и все прочие феерические эффекты экспозиции павильона выполнены новозеландской фирмой Weta Workshop. Это те самые ребята, которые создали миры Аватара, Властелина Колец, Бегущего по лезвию 2049 и других киношедевров 21 века.

А потом был спуск по пандусам в окружении "светящего ночного леса Пандоры".


















ЭКСПО, Архи-Факты, Норман Фостер - Norman Foster

Previous post Next post
Up