И всё-таки несколько слов вдогонку ко
вчерашней серии о Ливерпуле. Отрицательное мнение об этом городе высказал только
emih, хотя я был уверен, что подобная реакция будет шире.
Композиционная специфика центральной части Ливерпуля (больше мы не успели увидеть) - в разношерстности панорам и силуэтов. Причем, как далёких, так и близких. При этом большинство отдельных городских участков отсутствием ансамблевости не страдают. В той или иной степени это признак любого крупного города Англии. Даже Лондона.
Приглядитесь сколько разных форм и стилей там намешано! А ведь свыклись!
Когда я смотрю на подобные городские фрагменты, возникает естественная мысль "у семи нянек дитя без глаза". Почему? На мой взгляд по причине очень тривиальной - в профессиональном смысле я вырос в стране, где вопросы композиции города, исторической преемственности среды, ансамблевости, наконец, были краеугольными темами градостроительства. Поэтому главный архитектор города был чем вроде стилистического дирижера. Дирижировать городом ему помогал градостроительный совет и главный художник. Но были и ноты - генплан, а с ним и множество ПДП, которые точно знали, какой высоты-ширины-глубины, стилистики, цвета и т.д. и т.п. должно быть здание в каждом конкретном месте города.
Если честно, я не знаю, как это в у них там в Англии, но у нас тут, на территории бывшего британского мандата скорее всего ситуация схожа. Генплан регламентирует только функции территории и определяет развитие дорожно-уличной сети. Остальное - на совести архитектора. Есть правда масса подзаконных городских актов, типа "только белый камень", как в Иерусалиме, но это мелочи. В сущности каждый проектировщик, совместно с заказчиком решают композиционно-стилевые проблемы любого проекта. А дальше, если мэру понравится и общественность не возражает, то городской инженер подпишет, а подрядчик построит. И вуаля!