Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим.
Козьма Прутков
Откровенно говоря, перед поездкой в Петру я совсем не делал "домашние задания", и как следствие совершенно не помнил (или не знал), что там есть "Большой Храм". Поэтому ступив на римскую мостовую, подозрительно похожую на традиционную Кардо, и увидев поднимающиеся к остаткам колонн ступени широкого марша, был страшно обрадован наличием классического римского наследства в этом необъятном царстве провинциальных "
петрАдворцов" ((с), напоминаю, принадлежит
va_le). Но через несколько минут изучение прилагающегося к Храму плана
повергло меня в совершенное изумление.
Петракардо.
Представьте себе ситуацию, вы что-то всю жизнь знали ещё из школьных учебников, а вместо этого получаете "индиану_джонс". У меня было похожее ощущение, когда я, привыкший доверять тому, что пишут на указателях в археологических парках, внутри римского храма увидел план небольшого театра. Это не был обман, на этом месте даже было написано "Театр", а этого не может быть, потому, что быть не может. В наосе (так называется внутреннее пространство античного храма) обязана быть статуя самого
Душары или на крайний случай кого-нибудь богоподобного, но никак не место для танцев и песнопений.
Все странности петрахрама видны на аэрофото и конечно были указаны на схеме плана. Я нашел для вас такую же в сети, можете полюбоваться.
Так театр или не театр?
Конечно же нет, хотя внешне и похоже. К тому же совсем недалеко древнеримско-набатейские умельцы вырезали в скалах настоящий театр. Полагаю, археологи были введены в заблуждение общей структурой того, что откопалось в первую очередь и назвали это Большими Храмом, а все его явные части соответствующими именами: (снизу вверх) пропилеи, теменос, целла с пронаосом ... А дальше их ждала неожиданность - на месте наоса раскопался небольшой театр, в античном простонародье называемый одеон.
Одеон. Когда я его увидел, другого подходящего слова не нашел. Он совсем-совсем маленький. Самый камерный из всего, что приходилось видеть в жизни. Орхестра порядка шести метров в диаметре и над ней пять-шесть рядов театрона. В центре прикрытое решёткой отверстие спуска на нижние уровни.
Самое интересное, что реконструкторы облика этого сооружения единогласно видят в нем храм - такой простенький четырёхколонный храм в антах (анты - торцы двух боковых стеночек целлы). И это несмотря на то, что последующие исследования позволили предположить наличие внутри более крупного театрона примерно на 600 мест. В такой "сборке" это сооружение некоторые археологи вполне разумно относят к правительственным зданиям. Например, это запросто могло быть здание заседания кокого-либо местного совета - булевтерий. Сравните его план с
булевтерием в Милете, и вы сразу со мной согласитесь.
Что там есть сейчас на самом деле? После нескольких ступеней подъема с кардо можно попасть в общирный перистильный двор (нижний теменос), скорее всего выполнявший функции входного вестибюля, а далее по центральной лестнице - на уровень "внешнего двора", которому соответствует современный термин - фойе.
Гексогональное мощение перистильного двора прекрасно сохранилось в отличие от аналогичного в фойе, которое усиленно восстанавливается в последние годы для нужд туристов..
Внешний двор отделяется от пронаоса колоннадой портика, а за ним ступени сидений - театрон.
За театроном расположена система коридоров и проходных двориков.
Явно видны следы временных наслоений, как всегда варварски-наглых.
Например эта поздняя стенка, запершая некогда стройные и элегантные ионические интерколумнии.
В некоторых местах можно до сих пор обнаружить элементы внутренней и внешней штукатурки. Даже раскрашенной.
И еще пара "открытий" в Петрахраме.
Первое возможно вас и не воодушевит, но мне было интересно поглазеть на сохранившиеся 2000-летние арки. Когда их тут было много, но сейчас остались две.
Полюбоваться вторым "открытием" на площадке не удалось. Речь идет об очень редком варианте ионического ордера со слоноволютами. Надеюсь специалисты меня не порвут за такую терминологическую вольность.
Капители, которые вы видите на снимках ниже, когда-то являлись завершениями всех колонн перистильного двора.
Пишут, что одна из них сейчас экспонируется в музее Петры. Что за музей и где он находится, я к сожалению не знаю.
Некоторую информацию я почерпнул из следующих источников:
http://www.sacred-destinations.com/jordan/petra-great-templehttp://www.sacred-destinations.com/jordan/images/petra/great-temple/plan-2006-c-bu.gifhttp://www.brown.edu/Departments/Joukowsky_Institute/Petra/excavations/technology.htmlhttp://www.archaeology.org/online/features/jordan/temple.htmlhttp://www.brown.edu/Departments/Joukowsky_Institute/Petra/images/2005/2005_cleaned_map_black.JPGhttp://nabataea.net/elephants.html