Витра. Часть первая.

Feb 25, 2009 07:14

Пепельница от Вальтера Зайчега Цайшегга...



... а также японская стерильность от Тадао Андо, британская элегантность от Николаса Гримшоу, кривули от Фрэнка Гери и Захи Хадид, джентельменский мост от Альвару Сиза, дарственная от Бакмистера Фуллера, стул от Джорджа Нельсона и кое-что ещё. Все это сконцентрировано в одном месте, называемом ВИТРА, и расположенном на окраине маленького городка Вайль-ам-Рейн на юго-западе Германии. На самом деле это небольшая мебельная фабрика которая волей его создателя экстравагантного Рольфа Фельбаума превратилась в самый известный на сегодня Музей дизайна.

Перед тем, как посетить Витру, я просмотрел в сети множество её фотографий, и одна из них  та, которую вы видите слева, меня особенно заинтересовала - на одном стенде дизайнерские стулья и кресла за весь 20-й век. Три с половиной часа, пока длилась экскурсия по сооружениям фабрики, я ждал встречи с этой коллекцией. Её нигде не было. Наконец перед уходом мы заглянули в магазин Витры. И просто обалдели! Слева от входа тянулись стеллажи кресел и стульев... , но все в масштабе 1:20. Цены этих моделей распределялись в пропорции обратной их размерам - от 200 евро и выше. Поэтому мы купили в домашнюю коллекцию только очередную пепельницу, правда одну из самых известных - "СИНУС" 1968 года от Вальтера Цайшегга.



Что мы увидели в Витре?




Для начала несколько слов для тех, кто решит в будущем посетить Витру. Музей расположен в удобном месте, стоянок больше, чем достаточно, указатели разбросаны на всех подъездах, как со стороны Германии, так и со стороны Швейцарии (от Базеля). Заблудиться невозможно. Самостоятельное посещение фабрики запрещено и, поэтому экскурсии проводятся только в сопровождении экскурсовода и стоят недешево. Последовательность экскурсии может быть тоже различна, поэтому мой рассказ о Витре будет соответствовать временным рамкам ее развития.

Насколько я понял из различных источников, фабрика, основанная в 1955 году, не представляла собой ничего интересного до 1981 года. В том памятном году ("не было бы счастья, но несчастье.." ) большая часть сооружений сгорела в страшном пожаре, и по какой-то неизвестной причине проект её восстановления был поручен только начинавшей своё восхождение будущей британской звезде - Николасу Гримшоу. Обстоятельства вынуждают его применить самый быстрый способ проектирования и строительства из модульных профилированных алюминиевых элементов, благодаря чему он запускает первый цех уже через 6 месяцев после пожара, а все корпуса заканчивает к 1986 году.





И вот тут то начинается самый драматический период в жизни фабрики. Дело в том, что её владельцы за многие годы накопили обширную коллекцию стульев, кресел и другой дизайнерской мебели и, как следствие, решили строить здание Музея дизайна. Его автором оказался тоже начинающий в какой-то степени, правда уже немолодой Фрэнк Гери. Для Гери это была первая работа в Европе, и он постарался выжать все возможные идеи, чтобы провозгласить принципы своего личного деконструктивизма ... (Что из этого получилось в итоге, мы увидим в следующем посту - Витра. Часть вторая)



Между тем элегантная стилистика Гримшоу и неограниченная "формология" Гери сформировали своего рода архитектурную планку фабричного кампуса, и поддержать её поручили двум "монстрам" архитектурной композиции - опытному и начинающему, Тадао Андо и Захе Хадид. Что примечательно (не смейтесь :), для обоих архитекторов эти проекты тоже были первые в Европе. Андо, имевший к тому времени безусловный авторитет учителя нескольких поколений архитекторов, оказал несомненное влияние и на Заху. Более того, как мне показалось, архитектура, которую она предложила для Витры - своеобразный реверанс в сторону великого японца.

Тадао Андо получил заказ на конференц-павильон Витры( 1993 год) и поставил его особняком несколько в стороне от производственных корпусов Гримшоу и музея Гери, отгородив его традиционной "тадаоандовской" стенкой от остального мира... ( Продолжение следует. См. пост - Витра. Часть третья)



Наученное горьким опытом руководство Витры решило в построить собственное пожарное депо. Эта совсем неординарная тема досталась Захе Хадид (1993 год). Заха, в те времена еще малоизвестная иракская эмигрантка, взялась за дело весьма деликатно. Но невольно её пришлось соревноваться с Фрэнком, и она настолько переусердствовала, что по прошествии определенного времени администрация была вынуждена перепрофилировать депо Захи в очередной выставочный павильон. Хотя, как говорят, пожарники были вполне довольны ... (Продолжение следует. См. пост - Витра. Часть четвертая).



Однако музей музеем, но фабрика должна была развиваться. Часть новых фабричных корпусов, как это ни странно построил Гери. Да, да, не удивляйтесь. Американец умеет строить и правильные параллелепипеды, если захочет :) Примерно в тот же период 1994 год) еще один корпус фабрики проектирует и строит знаменитый португалец Альвару Сиза Виейра . Витра от Сизы - чистейшие ортогональные линии, идеальное умение использовать строительные материалы правильно и к месту, высочайшее качество всех их примыканий. Не обошлось и без курьёзов. В процессе строительства между фабричными корпусами Гримшоу и Сизы потребовалось организовать крытый переход, который сразу закрыл бы основной вид на пожарную станцию Захи. Сиза, как истинный джентельмен, преклоняет колени перед дамой поднимает часть покрытия своего перехода в виде моста, создавая тем самым своеобразную рамку для работы Захи. В плохую дождливую погоду эта часть по рельсам съезжает вниз и создает необходимые защищенные условия связи между корпусами фабрики.












 



Что еще можно увидеть в Витре?

В 2000 году Витра получила подарок. После долгих переездов на её территории нашел пристанище один самых знаменитых куполов, и пожалуй самый известный в 20 веке - геодезический купол Ричарда Бакминстера Фуллера . Впервые этот купол был собран в Детройте в 1954 году. Затем он же использовался для американской выставки в Лужниках 1959 года. И наконец совсем недавно нашел себе пристанище в Витре, где используется для передвижных экспозиций.









Кроме купола на территории Витры есть еще несколько занимательных артефактов. Одним из них является является переехавшая сюда в 2003-м году классическая автозаправочная станция компании Socony Mobil Oil. Это один из трех сохранившихся в мире павильонов, разработанных в 1953 году Жаном Пруве и его братом Анри. Несмотря на давность стилистики, на мой взгляд это идеальный пример отношения к мобильным архитектурным объектам. Заботливые витрувианцы откопали даже оригинальные чертежи станции и демонстрируют их внутри.




 



Но это еще не конец :) Витра развивается и строится. На въезде в кампус в настоящее время возводится т.н. "Витра-хаус" - еще один выставочный павильон. Его авторами являются недавно упоминавшиеся в этом журнале создатели Птичьего гнезда и Форума в Барселоне швейцарское бюро "Герцог и де Мерон". Так что придется ехать снова...




 

... тем более что сейчас появляется еще один изящный овальное корпус японского архитектора Kazuyo Sejima  SANAA), который будет функционировать в качестве склада готовой продукции.




Между прочим, единственный стул в масштабе 1:1, который нам удалось сфотографировать относился к выставке, посвященной столетию со дня рождения Джорджа Нельсона, проходящей тогда в музее от Гери. В залах музея съемка строго запрещена, а поэтому мы удовлетворились теми стульями, которые организаторы выставили наружу в качестве рекламных объектов. Должен сказать, что сидеть нам на нем было крайне удобно!



APD. Подробный разбор стульчиков из магазина Витры от raduga_nk.

Альваро Сиза - Alvaro Siza, Бакмистер Фуллер - Buckminster Fuller, Архи-Факты, Герцог и Де Мирон - Herzog & de Meuron, Дизайн, Заха Хадид - Zaha Hadid, 100, Тадао Андо - tadao ando, Фрэнк Гери - Frank Gehry, Николас Гримшоу - Nicholas Grimshaw, Германия - Germany, Витра - Vitra

Previous post Next post
Up