Наконец в прошлую субботу заехал в Бар Илан и посмотрел на студенческий центр Либескинда. Как всегда в таких случаях действительность оказалась отличной от того, что я видел раньше на фотографиях. Здание Либескинда не шокирует, но и не оставляет равнодушным.
Давайте мы сначала обойдем его вокруг, а потом я выскажу своё мнение.
Неглавные входы.
Главный вход.
Обошли? А теперь вернитесь например к самой первой фотографии и посмотрите, как замечательно висят шторы в окнах. Это ключевой момент, на котором я хотел остановиться.
В последние месяцы мне довелось увидеть несколько сооружений, построенных представителями декона, курвалюционерами и просто архитекторами, занимающими первые позиции в рейтинге общественного мнения. Как правило первое впечатление находится в интервале от искренних восторгов до завистливого молчания. Потом наступает время трезвой оценки, и начинаешь понимать, что "не все спокойно в датском королевстве". Первый вопрос, который всплывает сам собой : "А зачем? " - чаще всего не находит ответа. Вряд ли архитектор, имеющий возможность проектировать и строить то, что желает он, а не заказчик, ставит цель просто выпендриться. Но тем не менее. В большинстве случаев такая архитектура прекрасно фотографируется и кадрируется, изумительно показывает самою себя. Но каково ею пользоваться, знают только те, кто пытался это сделать.
Представляю, как матерятся пользователи Центра Воля, когда пытаются в кривое окно повесить штору, отвисающую согласно законам всемирного тяготения. А как вы думаете, почему Либескинд спрятал так глубоко главный вход в центр? По той же причине, по которой он постарался тщательно загримировать неглавные входы (посмотрите внимательно на фотографии, они есть на всех фасадах) - они вынужденно вертикальные и не согласуются с неортогональным концептом автора. Я помню, как почти 10 лет назад на иерусалимском архитектурном семинаре Либескинда попросили рассказать о методе, которым он придумал форму Еврейского музея в Берлине. Даниэль попросил лист бумаги и ножницы, смял лист в кулаке, в таком виде обрезал его с двух сторон и распрямил - это и была модель музея. Это потом он спохватившись начал рассказывать о глубоких философских концепциях в личном творчестве.
ПС. Я надеюсь, вы понимаете, что в визуальный ряд в этом постинге я включил только самые удачные ракурсы.