Chapelle Notre-Dame-du-Haut de Ronchamp
ПанорамаВосемь лет назад накануне третьего тысячелетия коллегия Международной Академии Архитектуры (
IAA) назвала 10 лучших архитектурных произведений ХХ века. Первое место в десятке оказалось легко предсказуемым...
Очень надеюсь, что этот пост понравится и тем, кто любит и ценит Ле Корбюзье, и тем, кто его пока не понимает. Если вы слышите это имя впервые или мало знаете о нем,
почитайте сообщество
corbusier или полюбопытствуйте у
Вики потому, что здесь я расскажу только о некоторых моих впечатлениях от встречи с моим любимым сооружением этого великого мастера -
капелле
Нотр-Дам-дю-О.
Моим личным отношениям с Корбюзье и, в первую очередь, с его капеллой в Роншане уже более 35 лет. Впервые я увидел фотографии и чертежи этого сооружения уже на первом курсовике в институте, и с тех пор оно стало частью моей жизни. Я его многократно рисовал сам, разбирался вместе с моими студентами с его непростыми построениями и даже написал о нем небольшую брошюрку. Конечно же мечтал когда-нибудь увидеть его в натуре, но не предполагал, что это на самом деле произойдет.
Роншан, расположенный в северо-восточной оконечности французской провинции Франш-Конте, что западнее Эльзаса, оказался всего в сотне километров от нашего очередного циммера во время осеннего европейского путешествия. Упустить такой случай, как вы понимаете, невозможно, и уговорив друзей, мы пересекли Рейн и направились на запад в сторону Мюлуза, Бельфорта, Роншана.
Капеллу мы разглядели издалека задолго до появления первых указателей. Её холм - (действительно учебники не врут) самая высокая точка в округе, и не заметить белое пятно собора в плотном зеленом антураже практически невозможно. Однако с момента въезда в Роншан и до окончания подъема на гору сооружение не видно. Нет даже намека. Оно замаскировано основательно высоченными деревьями и, пока не уплачено по три евро на брата, у вас нет шансов. Через некоторое время вы начинаете понимать, что все это часть хитроумного французского плана - капелла открывается зрителю не просто постепенно, а в соответствии с иерархией её знаковых элементов. Первой в разрезе растительности появляется знаменитая отдельно стоящая
апсида, потом к ней добавляется не менее узнаваемая "
шляпа монашки" и наконец разноцветное пятно традиционной живописи Корбюзье на
главном входе.
Я всегда представлял себе камерность этого произведения, но внезапно оказалось, что любые изображения не имеют ни малейшего отношения к его реальному масштабу. Оно настолько велико, что трудно захватить фасады целиком штатным объективом в одном кадре. Поэтому то, что вы сейчас увидите в большинстве случаев - сшитые панорамы. Надо сказать, что смотрители Роншана отнеслись очень предусмотрительно к нуждам фотографирующих посетителей и разместили в двух местах рядом с капеллой специальные возвышения для съемки. С высоты первой горки
я безуспешно пытался снять южный фасад капеллы.
Затем отправился ко второй, но по пути вынужден был останавливаться чуть ли не каждый метр и фотографировать очередной ракурс восточного алтарного фасада - эта часть сооружения настолько динамична, что меняет его образ с каждым движением зрителя.
Восточный алтарный фасад почему-то не любят фотографы, и этот участок пробегают быстро в направлении "
пирамиды ацтеков". А зря! Тут обязательно стоит остановиться и помолчать. Или хотя бы вернуться сюда после посещения капеллы внутри, когда наступает озарение. Восточный и западный фасады - два мира, повернутые Корбюзье на 180 градусов. Восточный - разрывает традиционные для любого храма апсиды и фактически выставляет свету интерьер христианского алтаря. Западный - это "уложенная" на землю колокольня. Что-то недодумали хитроумные французы в их стремлении срежиссировать осмотр капеллы, и не догадались поставить на этом месте банальную скамейку.
"Пирамида Ацтеков" вероятно была тут построена в незапамятные времена. Во всяком случае именно так она и выглядит.
Фотопанорама капеллы, сделанная с нее - является самой популярной в архитектурной периодике. Зрелище завораживает,
особенно в сочетании с колокольными перепевами.
Пока мы тут стоим и смотрим сверху на капеллу я вам расскажу одну не самую популярную версию необычности архитектурного решения капеллы Нотр-Дам-дю-О. Рассказывают, что Корбюзье, возвращаясь из Москвы, где он строил здание Центросоюза на Мясницкой, специально посетил Псков. Там он был настолько поражен необычностью псковской архитектуры и в частности
Храмом Богоявления с Запсковья , что впоследствии использовал основные принципы псковской школы для проектирования Роншана.
Сказка это или правда я не знаю. Но вот факты. Традиционный псковский храм - это грубо вручную обработанные толстые слегка наклоненные вовнутрь стены, прорезанные тонкими окнами-бойницами, это три классические апсиды, одна из которых выше двух остальных, это мягкий рисунок покрытия кровли и луковиц, выполненный чаще всего из дерева, это белый цвет и свет снаружи и полумрак цветной иконописи внутри. Роншан - это толстые наклоненные вовнутрь стены, обработанные грубым штукатурным набрызгом и прорезанные тонкими окнами-бойницами с цветным стеклом, это три совершенно нетипичные для католицизма апсиды, две из которых обрамляют северный вход, а третья, самая высокая - южный, это перевернутая вверх ногами "псевдодеревянная" кровля, это белый ослепляющий свет снаружи и пещерный полумрак внутри, оживленный разносветием витражей. А теперь смотрите и выводы делайте сами.
Панорама.Северный фасад на мой взгляд по-театральному живописен. Тут есть глубина бесконечности и смотрящий на нее алтарь, симметрия входного портала, как дань архитектурной традиции, плотные кулисы леса, закрывающие и оберегающие капеллу с запада, оттуда, где умирает день.
Панорама.
Панорама. В самой западной точке казалось бы отдельно от капеллы расположилась ее колокольня.
На самом деле эта точка - самая "высокая" в положенном на бок храме.
Продолжение с деталями и интерьером, который фотографировать запрещено,следует.
Кросспост -
http://corbusier.livejournal.com/38323.html