М и к к е р и н - Х е ф р е н - Х е о п с
Этот пост не просто так, а чтобы
некоторые (не будем указывать пальцем кто :) не путали фараонов и их пирамиды. Как начинались пирамиды
я рассказывал совсем недавно. Тем не менее вкратце.
Задолго до того, как фараон Джоссер собрался умирать, по всей вероятности его братец, и одновременно великий визирь, жрец Амона и прочая... по имени Имхотеп решил ему в этом посодействовать и начал строить для него гробницу. Сначала он поставил одну мастабу. Это такая плоская прямоугольная нахлобучка на яме в которую укладывали покойника. Стенки у нее скошены, а потому она похожа на скамейку, от названия которой мастаба получила свое имя, в переводе с арабского означающее... "скамейка".
Первая скамейка показалась Джоссеру низковатой и он попросил Имхотепа добавить сверху еще одну. Братец переусердствовал и нахлобучил сверху сразу пять. А кроме того на самую верхнюю шестую скамейку водрузил священный пирамидон (не лекарство) Бен-бен - пирамидальный камень, вероятно имевший некую мистическую связь с богами неба. После этого Имхотеп отошел подальше, посмотрел на содеянное и удивился. Это было так похоже на пирамиду, что он тут же решил в следующий раз строить просто обычную пирамиду. Но помер, правда успев с кем-то поделиться своей идей.
Этот кто-то (имя его нам неизвестно) начал строить сразу парочку очень крутых пирамид для фараона Снофру. Настолько крутых, что одна из них, не дождавшись завершения строительства сама по себе обрушилась. Народ разволновался и немедленно изменил угол наклона второй, недостроенной пирамиды. То, что из нее получилось совсем не было похоже, как на настоящую пирамиду, так и на мастабу. Скорее на шатер. Она так и осталась в памяти народной под именем "палатка бедуина".
И так бы египтяне и строили нечто непонятное, но Снофру возмутился и велел таки построить себе истинную пирамиду. Но на этот третий он решил не играть с судьбой и потребовалзадать ей маленький угол наклона, чтобы не осыпалась. После этого удачного эксперимента его Хеопсу уже нечего было изобретать, а поэтому он решил взять размерами. Но и перестраховался на всякий случай. Пирамида Хеопса была для прочности облицована полированным белым камнем.
А теперь представьте, как это выглядело в те времена. Пирамиды, как известно стояли в Городе Мертвых на западном берегу Нила. Рано утречком Египет просыпался на восточном берегу, смотрел на запад (больше некуда было смотреть, на востоке слепило солнце) и видел яркий световой столб, поднимавшийся над пирамидой. Все падали ниц и неистово благодарили восходящего Ра. Но мы то знаем, что никакого Ра там не было. Все было проще - лучи низкого солнца отражались от блестящей поверхности пирамиды и под обратным углом "поднимались" в небо, ярко освещая утренний насыщенный туманом воздух. Интересно, что в полдень египтяне снова валились на землю в экстазе. А что было в этот раз? Совершенно верно! Солнце стояло в зените, посылало свои лучи вертикально вниз на пирамиду, а та "рассылала" их в разные стороны. Пирамида светилась, как громадный китайский фонарик. Но это еще не все.
Хафра (или Хефрен) и не пытался переплюнуть Хеопса размерами пирамиды. Это было накладно, потому что строительных рабочихв надо было так много, что они уничтожали весь госзапас чеснока и лука. Он был хитрее и воздвиг свою пирамиду, хоть и меньшего размера, но на возвышенности. А сверху на пирамиду, как принято, нахлобучили громадный пирамидон. Через очень много лет любители изящной архитектуры - мамелюки стянули с Великих пирамид блестящую облицовку и приспособили ее для цитадели Каира. А пирамидон сумели свалить только с пирамиды Хеопса. Потому, что там он был маленький. В результате пирамида Хеопса до сих пор стоит без головы, а пирамида Хафра стала самой высокой, и ее часто путают с почему-то более известной соседкой. Между делом Хафра добавил себе еще одно украшение - собственный портрет в виде сфинкса. Но это уже другая история.